«Жить, как раньше, уже не получится». Устойчивые мероприятия: что это и как организовать? Объясняем на бутылках
23.10.2020
Ольга Астапович

«Жить, как раньше, уже не получится». Устойчивые мероприятия: что это и как организовать? Объясняем на бутылках

Есть ли рецепт идеального мероприятия и почему стратегия маленьких «устойчивых» шагов в event-менеджменте выигрывает у бездействия, рассказывает руководительница программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова.

Недавно экспертка совместно с Минским международным образовательным центром им. Й. Рау и Дортмундским международным образовательным центром при поддержке Министерства иностранных дел Германии разработала образовательный курс «Events for future» на эту тему для тех, кто мечтает «прокачаться» и делать максимально экологичные и инклюзивные конференции и тренинги, а также подготовила прикладное пособие – для тех, кто любит учиться самостоятельно.

Текст ниже не полностью дублирует видео. Видео дает больше примеров

– Почему в 2020 году необходимо думать о новом подходе в работе – устойчивом, в частности при организации мероприятий?

– Мир меняется каждый день. Растет количество экологических проблем, которые тянут за собой экономические и социальные последствия. Изменение климата, ухудшение качества воздуха, загрязнение почвы, воды, увеличение количества отходов – это только некоторые примеры. К тому же в мире появляются новые сложности: к примеру, несколько лет назад мы даже не слышали о проблеме микропластика, а сегодня она одна из приоритетных на глобальном уровне.

Странам, компаниям и людям стало понятно: жить, как раньше, уже не получится. Нам нужно планировать и организовывать свою жизнь и профессиональную деятельность с учетом экологических, экономических и социальных аспектов. И организация устойчивых мероприятий – это один из возможных шагов.

– Чем устойчивое мероприятие принципиально отличается от экологически дружественного?

Экологически дружественные мероприятия, как правило, учитывают только экологические аспекты, например, их организаторы заботятся о том, чтобы производить меньше отходов, экономить природные ресурсы, меньше влиять на климат, снижать транспортный след. Устойчивые мероприятия предполагают более комплексный подход, который учитывает также экономические и социальные аспекты. То есть имеет значение то, повлияем ли мы как-то на местную экономику, местное сообщество.

Все это про наши решения, при организации устойчивых мероприятий важно, выберем ли мы локальные продукты для кофе-паузы, воспользуемся ли услугами местного ремесленника. Ведь заказывая майки или сумки в качестве подарков на тренинг, мы должны быть уверены, что швея получила справедливею плату за свою работу и трудилась в безопасных условиях.

– Правильно ли я понимаю, что организация устойчивых мероприятий базируется на принципах циркулярной экономики?

– Именно, подходы циркулярной экономики как раз и применяются при организации таких мероприятий! Принципы и условия, которыми мы привыкли руководствоваться, это так называемая линейная экономика. Она построена по принципу от «колыбели до могилы», то есть изымаем ресурсы, производим товар, пользуемся и отправляем в мусорное ведро. К примеру, мы купили бутылку воды, чтобы утолить жажду, выпили и выбросили упаковку. Получается, бутылка «умерла» в течение 15 минут. Идея циркулярной экономики – максимально долго сохранять используемые ресурсы.

«Как это работает». Семь изменений, которые несет белорусам циркулярная экономика

Ту же бутылку в цикле нам нужно удержать как можно дольше, в основном это позволяет делать дизайн. Значит, важно создать такую бутылку, которую безопасно использовать долго, удобно вымыть, а если все же она превращается в мусор – переработать, не выводя материалы из производственного цикла. Так мы и сейчас перерабатываем бутылки – что с этим не так, спросите вы. Есть нюанс: сегодня все то, что попадает в контейнеры для пластика, превращается в сырье худшего качества, то есть из дробленного пластика делают дорожное покрытие, мешки, ленты для упаковки, но эти бутылки не превращаются в бутылки снова. В циркулярной экономике – должны.

– Получается, нужно думать системно и про всю производственную цепочку сразу. Предположу, что это может показаться сложным для новичков. Может, есть какие-то базовые правила, которых стоит придерживаться, чтобы все-таки начать менять мероприятия?

– В этом и есть особенность циркулярной экономики, устойчивого развития – мы смотрим на все сразу. Но не стоит пугаться: если вы однажды пройдете путь по организации устойчивого мероприятия, то дальше это не будет для вас проблемой и каждое новое событие будет получаться все легче и легче, становиться только лучше.

Ключевое, по моему мнению, – сделать все, чтобы на мероприятии было как можно меньше отходов. Если продолжать рассказывать «на бутылках», то в идеале их не должно быть вообще. Вместо этого поставьте многоразовые стаканы и кувшины с профильтрованной водой – это самое простое решение.

1

Исключив необязательный этап упаковки продукта, вы уже внесете вклад в идеи циркулярной экономики. То же самое касается и других аспектов: например, не давайте участникам и участницам мероприятия обязательный пакет с материалами, а предложите при регистрации взять только то, что нужно. Программу мероприятия распечатайте общую для всех и повесьте на видном месте, бейджи давайте в пользование, а не в дар. Вместо бесполезных сувениров подарите другое воспоминание: хорошим вариантом может быть фотобудка, которая позволит запечатлеть настроение и унести с собой снимок с вашим лого.

Тема устойчивой организации мероприятий многогранна, она изобилует множеством нюансов. При этом важно понимать, что организовать устойчивое на 100 процентов мероприятие не получится, как бы вы ни старались. Ваша ключевая задача в том, чтобы учесть как можно больше экологических, социальных и экономических аспектов. Даже если в текущий момент вы понимаете, что не все устойчивые подходы и решения могут быть правильно восприняты участниками или одобрены руководством, начните с малого – того, что доступно вам сейчас, от мероприятия к мероприятию наращивая все больше и больше аспектов устойчивости.

– В чем суть концепции бело-серо-черных списков, которая позволяет организаторам мероприятий постепенно приходить в идеальной устойчивости?

– Списки – это отличный поддерживающий инструмент для тех, кто только начинает и руководствуется принципом «все или ничего». При организации устойчивых мероприятий лучше про этот принцип забыть, потому что делать хоть что-то – намного лучше, чем ничего.

Списки позволят постепенно отказываться от определённых привычек при организации мероприятия. Итак, делаем три списка: белый, серый и черный. В белый попадут обязательные материалы и услуги, без которых ваше мероприятие невозможно, а также действия, без которых вы не начнете работу. В серый список можно включить необязательные материалы, но отказаться от которых в силу привычки сразу не получается. Ну а в черный список должны попасть материалы и услуги, которые не отвечают принципам устойчивости и которых вы точно будете избегать.

Со временем пересматривайте списки, сокращая черный и серый за счет увеличения белого списка. Делайте так до тех пор, пока у вас не останется необходимый минимум для организации мероприятий.

Списки помогут работать не только вам, но и всей команде – это своеобразный договор с коллегами. И вот такие командные договоренности – это тоже про инклюзию и учет мнения каждого и каждой.

– Как объяснить людям, которые попали в организационную цепочку или стали участниками, почему мероприятие не предполагает стандартного пакета материалов или, например, большой порции еды?

– Работа с ожиданиями участников и участниц – важный аспект. Нужно проговаривать, почему были приняты такие, для кого-то не совсем обычные, решения. Можно добавлять это в программу как образовательный компонент.

Если говорить про поставщиков товаров и услуг, то не поленитесь и им объяснить, зачем вы так подробно останавливаетесь на каждом из пунктов. Возможно, для многих типографий, кейтрингов ваши требования станут основанием для того, чтобы совершенствоваться и предлагать более устойчивые решения.

Для людей, разделяющих ценности равенства, инклюзии, экологичности, вы станете организатором (или компанией, если речь идет про бренд), которому можно доверять, и отличным примером для подражания. К слову, помните, что в любом мероприятии важна не только оболочка, но и содержание.

– В каком месте легче сделать устойчивое мероприятие: в мегаполисе, который потребляет много, но имеет разнообразные организационные возможности, или в небольшом городе, где потребление ниже и, соответственно, может быть хуже доступ к устойчивым сервисам, товарам, услугам?

– Ответ не будет однозначным. Зависит от типа мероприятия и от того, как далеко будут ехать участники и участницы.

Если это международная конференция более чем на сотню человек, мероприятие, на которое едут из разных стран, городов, в разное время, то целесообразно проводить его в большом городе, чтобы люди смогли беспрепятственно доехать и расположиться.

Если событие на небольшую группу и на несколько дней, можно рассмотреть вариант выезда куда-то на природу или в небольшой населенный пункт. Это поддержит местных людей, местную экономику – конкретного фермера, агроусадьбу. Так снизите потребление и транспортный след, ведь, скорее всего, вы всех завезете организовано и так же вернете. Эти примеры говорят лишь о том, что каждый случай следует рассматривать в частном порядке.

«Сэкономить ресурсы и заработать». Немецкий эксперт о шансах, которые дает циркулярная экономика Беларуси

– Какой компании будет легче организовать мероприятии – маленькой или крупной, с хорошими бюджетами или с нулевыми?

– Прелесть устойчивых мероприятий в том, что они не делают исключений. Даже с маленьким или нулевым бюджетом есть возможность сделать мероприятие устойчивым, инклюзивным, доступным для всех. Если денег нет вообще, можно подумать над коллаборациями: некоторые организации готовы делиться оргтехникой, канцтоварами, мебелью, посудой.

Для компании с большими бюджетами тоже найдется вариант. Думайте над креативными решениями и привлекайте тех, кто разбирается в теме. Дело в том, что есть много сложных и неоднозначных решений. Например, использование посуды из биопластика. С одной стороны, это отлично вписывается в идеи циркулярной экономики, с другой стороны, важен контекст. Так, в Беларуси оставить биопластик в производственном цикле вряд ли получится – у нас пока нет линий по переработке этого материала. Такие особенности важно знать, чтобы не сделать ошибку и выбрать действительно устойчивое решение.

Материалы образовательного курса «Events for future», который разработан мною, с начала 2021 года будут доступны для всех интересующихся. В курсе – всестороннее описание темы с множеством примеров. Однако их, как и детальные рекомендации, которые я даю в «Кратком руководстве по устойчивой организации мероприятий», не стоит расценивать как нечто ограничивающее вашу креативность или комфорт гостей. Просейте привычные процедуры и подходы к организации мероприятий через фильтр устойчивости, оцените, что является избыточным, а для чего можно без труда придумать новое устойчивое решение. Уверена, у вас найдется много интересных идей, как организовать ваше мероприятие и способствовать устойчивому развитию во благо экологического равновесия, социального равенства и экономического процветания.

Как поступают в Германии с отходами, вред которых в Беларуси недооценивают

Последнее в рубрике