«Женщины друг другу не конкурентки, а соратницы». В чем сила и слабость женского нетворкинга
19.12.2020
Татьяна Жарносек, Ольга Астапович

«Женщины друг другу не конкурентки, а соратницы». В чем сила и слабость женского нетворкинга

Повлияла ли пандемия на профессиональные сообщества, как научиться знакомиться с людьми, в чем польза нетворкинга и каким он будет после глобального карантина, рассказывает предпринимательница и бизнес-консультант Татьяна Писарчук.

Она объясняет, почему в Беларуси люди легче знакомятся через игры и почему в процессе построения социальных связей важно качество, а не количество.

Татьяна – беларуска, но уже 10 лет живет в Азии, сейчас – во Вьетнаме. Она ведет влог о женщинах в бизнесе, проводит бизнес-консультации, тренинги и убеждена, что будущее женского бизнеса – в развитии нетворкинга.

– Я считаю, что каждый человек обладает своим набором характеристик и самые интересные истории начинаются, когда люди объединяются, – рассуждает Татьяна. – Просто важно подобрать таких партнеров, с которыми твой бизнес станет намного сильнее, чем если бы ты развивала его сама.

Зачем нам нетворкинг

В беседе с Татьяной намеренно обсуждаем именно женский нетворкинг, так как здесь, по ее мнению, есть большая площадка для взлета. 

– Мужские профессиональные клубы существуют уже несколько сотен лет, – разъясняет собеседница. – Там они обсуждают дела, заключают сделки, договариваются и объединяются. У женщин же такого не было никогда. Женщины только сейчас начали объединяться в сообщества по интересам. 

По мнению Татьяны, должно пройти время, чтобы женщины привыкли к мысли о том, что другие женщины им не конкурентки, не украдут идею и не уведут мужей. Они такие же люди, только обладают определенной экспертизой и могут помочь, дать хороший совет и поделиться опытом.

Из-за этой «форы» мужским объединениям сейчас и в смешанных нетворкингах часто мужчины берут на себя решающую роль, рассуждает специалистка:

– В идеале было бы хорошо, чтобы в объединениях, группах было одинаковое соотношение мужчин и женщин, чтобы все общались на равных. В русскоговорящих смешанных сообществах, я наблюдаю, что мужчины «кричат» громче, затмевая, и иногда ущемляя женщин. 

В женских же сообществах, рассказывает Татьяна, обычно все друг друга поддерживают. Градус эмпатии и понимания выше, потому что у женщин схожий опыт. К примеру, в контексте Беларуси женщины часто совмещают карьеру и быт, и, в том числе, это обстоятельство позволяет понимать друг друга лучше.

– Мы обязаны друг друга поддерживать морально, финансово, как угодно, – убеждена Татьяна. – Например, если я ищу человека в свою команду, то я ищу женщину, которую, мужчина-работодатель, скорее всего, не возьмет: мать-одиночку, женщину с инвалидностью… Потому что я чувствую, что у меня есть возможность ее поддержать. У мужчин в этом плане все прекрасно: они друг друга поддерживают, берут на работу и заключают сделки. 

Есть у нашей собеседницы и «нетворкинг-мечта» – сформированное сообщество состоявшихся в карьере женщин, которые помогают начинающим предпринимательницам. Татьяна считает, что менторство здорово помогло бы развить женский малый и средний бизнес.

1

Татьяна говорила о женском лидерстве и трансформациях. Фото: из личного архива

Сейчас женщины в Беларуси понемногу «привыкают» участвовать во всевозможных формах нетворкинга. Например, организаторы мероприятий делают для этого отдельные сессии, создают виртуальные нетворкинг-таблицы, предусматривают другие способы познакомить и профессионально «подружить» женщин. И если знакомиться стало уже нормой, то женщины по-прежнему не всегда охотно делятся информацией о своих проектах и задумках: боятся, что их идеи своруют.

– Воровство идей – не более, чем заблуждение. В бизнесе сама по себе идея ничего не стоит, – рассуждает бизнес-консультантка. – Я могу за час набросать 50 идей, все они будут рабочими, но они ничего не стоят без выстроенной системы реализации. Идеями, наоборот, нужно делиться, чтобы получить обратную связь и услышать советы других людей о том, как можно улучшить проект.

Татьяна добавляет: инвесторы, которые отбирают стартапы для финансирования, обычно оцениваю не идею, а именно понимание, как ты выстроишь схему так, чтобы она работала и приносила деньги. 

Не забыть про улыбку и дресс-код

Правила знакомства и поведения в профессиональных сообществах такие же, как и в жизни, уточняет собеседница. Нужно помнить, что изначально люди оценивают друг друга по внешнему виду, а значит, выглядеть опрятно и соблюдать дресс-код мероприятия важно.

– Лично для меня основное правило нетворкинга – улыбаться, даже если тебе нагрубили. Это вообще универсальное спасение в самых неприятных ситуациях, – говорит Татьяна.

Если в планах на мероприятие у вас презентация, то лучше подготовить ее максимально хорошо, продумать, как себя преподнести, избегать слов-паразитов во время выступления. А дальше нет предела совершенству – можно оттачивать такие специфические навыки, например, работу с голосом, жестами, речь.

1

Татьяна на международной конференции «Women Deliver» в Канаде. Фото из личного архива героини

Специалистка убеждена, что научиться держать себя на публике может абсолютно каждая и каждый. У нее самой был такой опыт: вспоминает, как быстро пришлось освоить навыки публичного выступления, когда ее заявку неожиданно отобрали для презентации на международной конференции «Women Deliver» в Канаде.

– Это такой своеобразный оскар по женскому лидерству, поэтому я понимала, что мне просто необходимо максимально быстро научиться вести себя на сцене, – говорит Татьяна. – Я прошла тренинг, с усердием поработала над собой, и все это вылилось в успешное выступление. 

Оттачивать навыки публичного выступления лучше индивидуально, убеждена Татьяна, так как у каждого человека свои барьеры. Кому-то нужно научиться лучше контролировать свои жесты, кому-то управлять голосом, кому-то больше следить за передвижениями по сцене, кому-то расставлять паузы. Причем женщины чаще сталкиваются с неловкостью публичных выступлений, так как в масштабах истории им только недавно дали возможность высказывать свое мнение. Отсюда и необходимость в большей работе над собой и зависимость от поддержки других.

1

Фото из личного архива героини

У знакомств разный культурный код

Татьяна уверена, что умение знакомиться – это навык, который можно развивать через различные техники. Для начала бизнес-консультант рекомендует написать «элевейтор питч» – короткую презентацию о себе, своей идее или проекте. Этот метод был создан для того, чтобы быстро «продать» свою идею – едва ли не пока едете с потенциальным инвестором в лифте.

Обычно человек в таких случаях начинает формулировать свои мысли очень четко, выбирает все самое важное для сообщения. Если несколько раз порепетировать эту короткую презентацию, то с легкостью будет получаться презентовать себя даже после экстренного пробуждения в ночи.

Специалистка обращает внимание на то, что важно помнить о культурных особенностях людей, с которыми устанавливаешь связи. Это особенно важно на международных встречах и на мероприятиях, где есть иностранцы.

– Я жила в Китае, теперь во Вьетнаме, все эти десять лет пытаюсь понять, почему иностранцы легко подходят друг другу и начинает общаться, как будто они знают друг друга сто лет, а мы люди из Беларуси, России, стран Восточной Европы придем на вечеринку и стоим в углу. Если решаемся с кем-то познакомиться, то испытываем огромное чувство неловкости, – рассуждает Татьяна. – Скорее всего, делаем так, потому что привыкли себя вести так, культурно так сложилось. 

Татьяна довольно глубоко исследовала поведение людей при первом знакомстве, и в своей книге «Ханойские сказки» она объясняет культурные коммуникационные особенности «на персиках и кокосах». Так, к примеру, есть люди-персики, которые легко подходят, начинают общаться, сразу расспрашивают о жизни собеседника, делают комплименты, но такой человек никогда не пригласит в гости, потому что «за мякотью идет косточка». Люди-кокосы, наоборот, будут долго присматриваться, их сложно «пробить». Однако, если такие люди сближаются, то эти связи, как правило, крепкие, потому что получилось «добраться до жидкости».

– Люди из Северной Европы, скандинавских стран могут уже при знакомстве задавать очень личные вопросы: сколько зарабатываешь, сколько платишь за квартиру, сколько детей имеешь, – рассказывает о своем опыте общения Татьяна. – Со стороны нашей культуры кажется, что это чуть ли не хамство, а для них это нормально, они таким образом показывают свое расположение. Про такие культурные особенности стоит помнить и во время нетворкинга.

В странах Восточной Европы принято представлять людей на деловых встречах так, чтобы помочь им познакомиться. Это звучит примерно как «Вот это Настя, у нее свое агентство, а это Паша, у него свой бизнес, связанный с печатью». Сами люди знакомятся реже, так как считается, что это неприлично, неудобно.

– В нашей культуре «всё сложно» со знакомством, поэтому организаторы мероприятий часто делают специальные нетворк-игры. Например, у нас была на одном мероприятии игра в пожелания, – вспоминает Татьяна. – Каждому человеку раздали по три пакетика с семенами и на них были написаны слова «любовь», «доброта», «инвестиции», нужно было подойти к незнакомым участникам мероприятия, подарить эти пакеты, рассказать о себе, отдать свою визитку. Люди стали обмениваться, улыбаться, сразу атмосфера стала лучше, хотя до этого никто ни с кем не общался. Такая игра всегда сработает, все понимают, что знакомиться надо, но трудно. В силу культурного кода нам нужна поддержка.

Провал – не повод для остановки

Сегодня иметь социальный капитал – важный пункт в карьере.

– Это напрямую влияет на доход. Обычно как раз у успешных людей много знакомых, много подписчиков в блоге, много фоловеров. И это все не сегодня придумали. Еще с советских времен люди вели записные книжки с номерами телефонов, чтобы не терять связи, – рассуждает Татьяна. – Сейчас происходит то же самое, только в другой форме из-за возможностей реализовать свои идеи по более узким направлениям при помощи интернета: через чаты, социальные сети, профессиональные группы. И эти возможности бесплатные! Зачем же их упускать? Нужно общаться, наращивать свой социальный капитал и таким образом становиться более успешным человеком.

К слову, есть у нашей собеседницы совет и для неприятных случаев, например, когда знакомство не получилось – нагрубили или как-то неожиданно отнеслись. Такие мини-провалы, как правило, откладываются в голове и мешают дальше развиваться.

– Постарайтесь не принимать на свой счет. Вероятнее всего, то, что к вам плохо отнеслись не связано с вашей личностью, – настаивает Татьяна. – По опыту, два из десяти подходов вполне могут оказаться негативными. Однако с остальными людьми можно завязать бизнес-отношения, не надо упускать возможность. Если же вы не общаетесь ни с кем, то эту возможность упускаете. Негативный опыт не должен останавливать, а мини-провалы не стоит накапливать в памяти, чтобы это не мешало заводить связи в будущем.

Пандемия подарила возможности

Пандемия поменяла многое в нашей жизни, способы знакомиться – тоже.

– В плане нетворкинга мне сложно найти замену офлайн-встречам, – рассказывает Татьяна об общении во время пандемии. – В теории она есть, я даже слышала, что создаются виртуальные клубы и опять же есть социальные сети, где можно общаться, но в новые крепкие связи на чистом онлайне я не верю. Нет той энергетики и химии, которые всегда присутствуют в очных встречах.

Собеседница считает, что сейчас как раз время поработать над качеством, а не над количеством контактов, то есть укрепить те связи, которые уже есть. Например, написать человеку, с которым ты давно не общался, прокомментировать чей-то пост, спросить, как дела. Кроме того, можно посещать различные онлайн-конференции, где собираются люди, похожие по профессии и по духу.

– Сейчас в плане такого общения наиболее подходящая социальная сеть – LinkedIn. У нее большой потенциал, со временем она становится все интереснее, здесь легко строить именно профессиональные связи. Смысл нетворкинга не в том, чтобы раздать людям со всего мира свои визитки, а в том, чтобы найти людей, которые как раз близки тебе, – подчеркивает Татьяна.

Во время пандемии бизнес-консультант рекомендует поработать в «энергосберегающем» режиме и заняться стратегией. Пусть это вынужденная передышка станет возможностью сделать дела, на которые при обилии текущих задач не хватало времени: заняться фирменным стилем, продумать бизнес-процессы, максимально подготовиться к тому моменту, когда вернутся клиенты и наступит рабочий аврал. 

– Кризисы происходят в любой сфере, и после любого кризиса обычно идет подъем. Многие американские компании сейчас возвращаются к жизни, и у них уже наблюдается хороший скачок, – описывает тенденции Татьяна. – Кстати, если хотите реально увидеть, что все будет хорошо, то почитайте новости из Китая, где после пандемии случился нереально крутой толчок в плане развития технологий.

В целом же Татьяна считает, что многие позитивные процессы пандемия только ускорила: шире распространяется криптовалюта, бизнесы закрывают офисы, становится понятно, что сейчас можно спокойно существовать и без помещения, а значит, нет никаких ограничений – можно жить и работать в любом месте планеты, можно дистанционно управлять командой и так далее.

– Я сама занимаюсь бизнесом и для меня все, что происходит сейчас, это возможность, – говорит Татьяна. – Возможность больше зарабатывать, возможность больше использовать технологии, возможность взять в свою команду людей, которые еще год назад даже не задумывались о том, что они могут работать со мной. Мы все были уверены, что для совместного проекта необходимо сидеть в одном офисе. Жизнь изменилась.

Новые клиенты – отличный стимул

В 2020 году в Беларуси появились поддерживающие программы для женщин, позволяющие развивать финансовые компетенции, строить новый или адаптировать к условиям пандемии существующий бизнес, некоторые курсы и вовсе подсказывают, как отстроиться от привычного уклада и уйти во фриланс. Примером такой программы стала «Фабрика», что реализуется Программой развития ООН в Беларуси совместно с проектом «Pro Women» при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Минске. Одним из значимых компонентов этой программы стал именно нетворкинг. Ведь один из фокусов работы ПРООН сейчас – создание условий для обмена опыта между предпринимательницами и теми, кто только собирается шагнуть в бизнес, создание площадок и сообществ для получения женщинами новых знаний.

Участницы «Фабрики» рассказывает, какую роль новые связи играют в их профессиональной деятельности.

1

Катерина Бахорина. Фото из личного архива

Катерина Бахорина, журналистка, специалистка по таргетированной рекламе:

– Несмотря на то, что работа в журналистике всегда предполагала постоянные знакомства и общение, делать мне это было непросто, потому что я интроверт по своей природе. Никуда специально за новыми связями я не ходила, всегда люди в моей жизни появлялись «по пути», например, после подготовки материала.

Пандемия, конечно, многое изменила в жизни, в нетворкинге – тоже. Например, я по-другому посмотрела на чаты, Instagram, особенно относительно профессиональных коммуникаций. С одной стороны, я поняла, что эти каналы реально работают, с другой стороны, осознала, что онлайн мне подходит больше, чем офлайн, потому что проще регулировать поток информации, можно дозировать общение и так далее. Когда в первую волну пандемии я была в добровольной самоизоляции, спасением стали именно профессиональные чаты, где я знакомилась с коллегами, искала помощи и помогала другим. Похожим эффектом для меня обладала и образовательная программа «Фабрика», которая свела с большим числом специалисток, позволила получить обратную связь по многим вопросам, понять слабые места в своей работе и точки роста.

Теперь я вижу, что нетворкинг – это не просто про «поговорить». Первые проекты – а сейчас я развиваюсь в сфере таргета – опять же пришли через мои личные связи: знакомые рекомендовали меня своим знакомым. Общение с коллегами, оказалось, и во многом другом здорово выручает: например, благодаря знакомствам и чужому опыту я научилась использовать разные стратегии в работе с людьми, отстаивать границы, показывать, насколько много я делаю для каждого проекта. Со временем я даже научилась обращаться за профессиональной поддержкой, хотя, не скрою, сначала я очень стеснялась задавать вопросы, наверное, боялась показаться недостаточно компетентной.

Кстати, отличный инструмент – нетворкинг-таблицы, которые предлагают заполнять во время различных образовательных курсов и конференций. Я так, к примеру, нашла специалистку, которая сверстала лендинг для одного из моих проектов, получилось круто и недорого.

1

Ольга Иванова. Фото из личного архива

Ольга Иванова, дизайнер:

– Мне кажется, что я могу знакомиться, где угодно: в поезде, на улице, в кафе, на фитнесе, в играх, на мероприятиях и, само собой, на работе. Развивать такой актуальный сегодня навык нетворкинга я начала еще в подростковом возрасте, когда слова такого ещё не знала. В школе у меня были проблемы с общением, и в какой-то момент стало понятно, что с этим нужно что-то делать либо будет грустно жить.

Теперь я часто интуитивно и специально использую нетворкинг при поиске клиентов. Из всех инструментов это наиболее привычные и понятные мне приёмы. Часто просто веду себя, как обычно, и клиенты или работа сами находятся в процессе моих стандартных коммуникаций.

Пандемия никак не повлияла на мои связи, ведь мы все давно используем социальные сети. Местами даже обогатила. К примеру, «Фабрика» – хороший инструмент для нетворкинга. Здесь можно запартнериться в общий проект, при желании – найти работу, наставника, попробовать себя в качестве спикера. Мне нравится, что в этом сообществе мягкая и поддерживающая обстановка, потому совсем не страшно ошибаться.

1

Юлия Малькова. Фото из личного архива

Юлия Малькова, маркетолог, руководительница онлайн-интенсива «Фабрика»:

– Я приехала из другой страны пять лет назад. В Беларуси у меня не было ни одного знакомого, в тот момент я оценила важность связей и социального капитала. По сути, если у вас есть знакомые, которые готовы помочь, многие вещи можно сделать без денег. Польза нетворкинга в том, что знакомства открывают много возможностей. Это и обмен опытом, идеями, многообразие взглядов, помощь и партнерство. Очень важно помнить, что создание связей не должно работать в одну сторону — вы должны не только брать, но и отдавать. 

Если говорить о работе проектов, которые мы с командой делаем, в том числе и о «Фабрики», всегда стараемся давать время для нетворкинга между образовательными сессиями или после них, часто организуем даже отдельными мероприятиями, встраиваем в другие форматы событий. Мы заметили, что важно не только предоставить площадку для создания связей, но и больше говорить о том, как это правильно делать, например, как коротко и емко представлять себя в зависимости от ваших целей и задач.

Принципы нетворкинга в онлайне другие, его организовывать сложнее. Во-первых, трудно считывать эмоции и все невербальное. Во-вторых, сложнее вовлечь людей — некоторые не хотят включать камеру. Онлайн-формат подразумевает, что можно подключиться из любой точки буквально в пижаме, поэтому многие оказываются не готовы — стесняются обстановки, мешают домашние и так далее. Еще один важный момент — это все технические составляющие — стабильный интернет, наличие микрофона в устройстве, нормальное освещение и звук — не у всех пользовательниц это есть.

Меж тем, как раз пандемия усилила и показала важность нетворкинга, так как возможностей для налаживания связей практически не осталось. И то, что раньше было простой неформальной беседой в перерыве на конференции, с уходом офлайна стало невозможно получить. Потому что том числе онлайн-интенсив по работе во фрилансе «Фабрика» создан для того, чтобы перезнакомить женщин из разных регионов и сфер, мы заинтересованы, чтобы после окончания проекта они продолжили работать вместе.

Я думаю, что настоящее живое общение ничем не заменить. Многие устали от онлайна и изображений других людей на экране и поспешат вернуться в офлайн, как только такая возможность будет. Тем не менее, хочется сказать одну важную вещь в защиту онлайн-формата. Теперь мероприятия стали более доступными для людей, которые не могли прийти в офлайн. Если раньше, например, женщине из другого города надо было бы приехать, чтобы познакомиться с кем-то из Минска, теперь это можно сделать, не выходя из дома. С этой точки зрения, онлайн — важный инструмент, который не хочется терять.

Последнее в рубрике