Зачем Лукашенко менять правительство?
26.05.2020
Юрий Дракохруст, TUT.BY

Зачем Лукашенко менять правительство?

О том, что перед выборами будет объявлен новый состав правительства, глава государства заявил в понедельник на совещании с правительством и своей администрацией.

Называть это неизменной традицией не приходится, по крайней мере, если говорить о первых лицах правительства, пишет Юрий Дракохруст на TUT.by. Например, Сергей Сидорский возглавлял правительство и до выборов 2006 года и еще 4 года после, Андрей Кобяков заменил Михаила Мясниковича на посту премьера в конце 2014 года, за 9 месяцев до президентских выборов в 2015 году, и был отправлен в отставку только в 2018 году.

Конституционной необходимости в смене правительства нет. По Конституции после президентских выборов правительство слагает свои полномочия перед новым главой государства (даже если переизбран прежний).

Так что, по крайней мере, формально, после выборов в любом случае предстоит назначение нового состава Совета министров.

Зачем делать это до выборов? Очевидно, затем, чтобы обозначить новый курс или корректировку прежнего. Линию политики в Беларуси определяет президент, не чужд он и ручному управлению конкретными хозяйственными вопросами. Но есть нюансы, от персоны главы правительства кое-что зависит. И не столько в смысле политики, сколько во внутриэлитной расстановке сил.

Стоит сказать, что особых лавров на посту премьера Сергей Румас не снискал. В силу ли того, что Лукашенко ему не дал возможности себя проявить, или по другим причинам, но пока какими-то большими свершениями премьерство Румаса отмечено не было.

Прямо неудовлетворительной оценки работе правительства и его главы президент не давал, но в медийном пространстве довольно часто важные правительственные решения озвучивают в последнее время не премьер, а его заместители. Возможно, это результат нежелания Лукашенко излишне усиливать авторитет формально второго лица в государстве, а может, косвенно, и оценка его работы.

На период, когда Сергей Румас возглавлял правительство, пришлись острые экономические конфликты с Россией и «проседание» экономики из-за пандемии коронавируса. Его вины в этих неурядицах немного, но происходили они при нем. На него, хотя бы отчасти, можно их и списать.

До назначения премьером Сергей Румас имел репутацию умеренного рыночника. Что породило определенные надежды, что его премьерство станет периодом реформ.

До какого времени реформы в Беларуси «поставлены на паузу»

Точно так же теперь может произойти не менее знаковое назначение на этот пост человека с репутацией очень «твердой руки». Что также может породить у одних опасения, а у других надежды, что «вакханалия» (как некогда назвал Лукашенко выборы) будет не слишком «вакхической» и уж точно недолгой. И что потом мало никому не покажется.

Подобные сигналы может посылать и будет посылать и сам глава государства. Но при этом для Сергея Румаса роль держиморды не очень подходит, она для него неорганична. Так вот и могут заменить его на персонажа более грозного и устрашающего. Или имеющего соответствующую репутацию. Или выглядящего таковым.

А тут то в инициативную группу Бабарико как-то очень живо народ собрался, то к пикету Светланы Тихановской ломанул — власть может прийти к заключению, что народу, публике, стоит напомнить, что у послаблений есть предел и он не очень велик. Назначение премьера или ключевых министров с соответствующей репутацией может сделать это предупреждение особенно убедительным.

Каранавірус як рэванш дзяржаўнай эканомікі

Последнее в рубрике