Зачем белорусам знать про бюджет
06.07.2020
TUT.BY, фото:  Александра Квиткевич, TUT.BY

Зачем белорусам знать про бюджет

Абсолютное большинство взрослого населения Беларуси убеждено, что разбираются в бюджетной политике на местном уровне. Однако при более глубоком изучении оказывается, что знания эти поверхностные или ошибочные. Наряду с ограниченным доступом к информации о бюджете недостаток сведений о том, как расходуются государственные деньги, еще больше снижает возможности граждан влиять на бюджетную политику.

У людей низкий уровень бюджетной грамотности, отсюда и недовольство расходованием казны

Аналитик проекта «Кошт урада» Жанна Кулакова представила результаты нового исследования центра SYMPA/BIPART «Участие общественности в бюджетной политике». Результаты показали, что у населения есть интерес к бюджетной тематике, однако оценка уровня бюджетной грамотности у людей намного выше, чем сами знания о том, как формируется и расходуется бюджет. 82% считают респондентов хорошо знают, что такое местный бюджет. Однако ответы на тематические вопросы показали, что 58% опрошенных не знают, как и на что расходуются средства бюджета их населенного пункта.

— Люди считают, что деньги из местных бюджетов идут на содержание госорганов, суды и милицию, ЖКХ и благоустройство, пенсии и пособия, а также на погашение госдолга. В данном случае только один из пяти ответов является верным. Это ЖКХ и благоустройство, — рассказывает Жанна Кулакова.

Остальные пункты — это статьи расходов республиканского и областных бюджетов, а также Фонда соцзащиты населения.

Подобные ответы респондентов говорят о недостаточном понимании того, в какой бюджет направляются их налоги и как они потом распределяются. В результате люди остаются в стороне от процесса перераспределения средств государства, и при этом имеют низкий уровень удовлетворенности проводимой бюджетной политикой. Причем меньше всего люди довольны тем, как местные власти информируют население о расходовании бюджетов.

«С точки зрения здравого смысла важно знать, как тратятся наши налоги»

Пока население в основном остается в стороне от процесса формирования бюджета. Но люди могут ознакомиться с бюджетом своего города на сайте местного исполкома. Наиболее доступный способ познакомиться с республиканским бюджетом — это проект Минфина «Бюджет для граждан», написанный понятным языком и раскрывающий основные источники пополнения казны и статьи расходов. Однако, по словам аналитика проекта «Кошт урада», он не пользуется большой популярностью: в месяц документ просматривает 130−150 уникальных пользователей.

Около 88% опрошенных выступают за повышение бюджетной грамотности населения. Без понимания бюджетной политики, возможностей местных органов власти люди теряют возможность даже в рамках действующей системы принимать более активное участие в распределении государственных финансов и контроле за этим процессом.

— Люди не понимают, в какие двери им нужно стучаться и кому какие вопросы задавать. Вы, например, недовольны, что местное отделение милиции обновило автопарк, в то время как местная больница нуждается в новых машинах скорой помощи. Если вы пойдете с этой проблемой в местный исполком, там вас с чистой совестью отфутболят, поскольку вопрос финансирования силовых ведомств не в их компетенции, — отмечает Жанна Кулакова.

Зная, что из какого бюджета финансируется, когда принимается решение по бюджету на будущий год, граждане лучше будут понимать, в какой орган власти направлять вопросы и предложения. Это повышает шансы повлиять на распределение средств на местном уровне.

Аналитик подчеркивает, что интересоваться бюджетом и понимать бюджетную политику важно, так как это налоги граждан.

— Налоги — это такая же статья расходов, как расходы на питание, одежду или на что-то еще. И просто с точки зрения здравого смысла нужно знать и хотя бы приблизительно понимать, как государство эти налоги тратит, — комментирует Жанна Кулакова.

Знания о бюджете упрощают общение с чиновниками

Исследование показало, что значительная часть граждан заинтересована в участии в бюджетной политике на местном уровне. 33% хотели бы принимать участие в голосовании за проекты граждан и организации, 17% — готовы подключиться, если для этого не надо прикладывать дополнительные усилия. Придумывать проекты и проявлять активность готовы 7%, а 61% хотят как-то помогать различным инициативам.

— Если вы не знаете, сколько платите в бюджет денег и на что они идут, вы не сможете прийти к чиновнику с идеей, как эти деньги иначе потратить, — отмечает руководитель проекта «Кошт урада» и создатель платформы Petitions.by Владимир Ковалкин.

Понимание бюджетного процесса позволяет гражданам выстраивать диалог с госструктурами на том уровне, у которого больше шансов на успешный результат, что повышает шансы соглашения госслужащих на реализацию адекватных альтернативных проектов со стороны общественности.

— Возможности [влиять на бюджетный процесс] ограничены, но они есть. В рамках бюджетного процесса есть точки входа и влияния. На этапе разработки черновика бюджета можно работать с исполкомом, профильными департаментами или отделами, на этапе принятия можно работать с местными депутатами. Но важно знать, как тратятся деньги из бюджета, чтобы аргументировать свои предложения, — добавляет Владимир Ковалкин.

Последнее в рубрике