Зачем Беларуси новый кредит России?
18.02.2021
Владимир Тарасов, Белрынок

Зачем Беларуси новый кредит России?

Новый российский кредит в размере 3-3,5 млрд. долларов, который может быть выделен Беларуси, скорее всего, будет использован на рефинансирование старого долга РБ перед РФ, и обеспечит подушку безопасности на случай нового обострения политического кризиса в стране.

Как сообщила Газета «Коммерсантъ», президент Беларуси Александр Лукашенко в конце февраля может посетить Россию и встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным. Встреча должна состояться в Сочи, где 14 сентября прошлого года президенты уже провели переговоры, на которых Владимир Путин пообещал предоставить РБ кредит на 1,5 млрд. долларов, из которых 1 млрд. уже получен.

По данным российской газеты, президент Беларуси попросит выделить остаток средств кредита, который был обещан на строительство БелАЭС. Девальвация российского рубля сделала атомную станцию намного дешевле первоначальной стоимости, поэтому реально из этих средств была использована только часть, и осталось более 3 млрд. долларов.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей сообщил, что в ходе встречи президентов действительно может быть затронута тема взаимодействия в финансово-кредитной сфере, но это не значит, что Беларусь будет просить обязательно кредиты у России и просить какой-то помощи. Возможно, будет обсуждаться вопрос финансово-кредитного взаимодействия с точки зрения реализации различных выгодных совместных проектов.

Но такая постановка вопроса о кредите ничего не меняет: Беларусь может направить российские средства на реализацию тех проектов, которые она планировала финансировать из бюджета, а бюджетные средства использует как свободные ресурсы.

Вероятность выделения средств довольно велика, так как ясно, за что они будут заплачены. Президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе Всебелорусского народного собрания пообещал изменить Конституцию и поделиться властью, правда, толком не уточнив, с кем. Еще будет думать. Более того он одобрил идею отказа от нейтрального статуса Беларуси, что открывает возможности для более глубокой политической и военной интеграции с Россией. Ранее руководство Беларуси не поддерживало Россию в различных локальных конфликтах, теперь же, вполне возможно, пойдет на это. За это Россия и заплатит.

В то же время, в стороне остается вопрос о том, а зачем вообще Беларуси новый кредит, ведь правительство уже бодро отрапортовало, что с финансами у нас все в порядке, на 2021 год есть деньги и на расчеты по долгам и на инвестиции, да и резервы, хотя и уменьшатся, но составят не менее 6 млрд. долларов. И действительно, финансовое состояние РБ по формальным показателям производит вполне благополучное впечатление, особенно для кризисного периода в мировой экономике.

Внешняя торговля прирастет Россией

Внешняя торговля Беларуси в прошлом году показала на удивление хороший результат. По данным Национального банка РБ, сальдо внешней торговли товарами (в ценах ФОБ) и услугами в 2020 году составило 1,92 млрд. долларов против минус 0,4 млрд. долларов в 2019 году.

Положительный эффект обеспечила торговля товарами, в которой отрицательное сальдо сократилось в 2 раза (по абсолютной величине) и составило минус 1,97 млрд. долларов. Резко упал импорт: на 17,2% — до 30,23 млрд. долларов. Многие отрасли и предприятия смогли нарастить экспорт.

Так, например, экспорт белорусской сельхозпродукции и продуктов питания в 2020 году увеличился на 4,3% – до 5,8 млрд. долларов. Первое место по поставкам продовольствия из РБ занимает Россия, куда было реализовано продуктов на 4,3 млрд. долларов. В Китай поставки белорусской сельхозпродукции выросли в 1,9 раза, но оказались довольно скромными – 255,2 млн. долларов.

Внешняя торговля услугами в 2020 году немного подкачала, и ее положительное сальдо увеличилось всего на 2,7%, и достигло 3,89 млрд. долларов.

В 2021 году состояние внешней торговли РБ может улучшиться, что  объясняется торговлей нефтью и нефтепродуктами, где наблюдается значительный подъем цен. Увеличиваются цены и на продовольствие, а также на калийные удобрения. В начале февраля Белорусская калийная компания заключила контракт о поставках удобрений в Китай по цене 247 долларов за тонну, что выше цены 2020 года. Ранее подобный контракт был заключен с Индией. Конкуренты белорусских калийщиков заявили, что БКК занизило цену, но важно, что она выше прошлогодней.

Кроме того, возможно улучшение торговли с Россией, которая демонстрирует желание приоткрыть свой рынок для белорусских товаров. Даже МТЗ недавно допустили к госзаказам в РФ. В целом российский рынок вполне может компенсировать возможную частичную потерю рынков западных стран.

Президент – фактор неопределенности

Итак, приток валюты в страну от внешней торговли в текущем году вполне может увеличиться. При этом состояние внутреннего валютного рынка РБ постепенно стабилизируется. В частности, в январе произошло знаменательное событие: величина срочных рублевых депозитов населения прекратила снижаться, и даже увеличилась на 66,7 млн. рублей, достигнув 4,6 млрд. рублей. Прирост оказался всего примерно в 2 раза меньше, чем в январе 2020 года.

Это не случайно: многие банки подняли проценты по рублевым депозитам. В январе текущего года средняя ставка по новым вкладам на срок до 1 года поднялась до 18,31% годовых с 8,62% в январе 2020 года.

Стабилизируется ситуация и на рынке валютных вкладов населения. Они снизились за январь 2021 года, но всего на 11,7 млн. долларов – до 5,84 млрд. долларов. В январе 2020 года данные вклады увеличились, но всего на 14,3 млн. долларов.

Таким образом, в экономике и финансовой сфере РБ наблюдаются положительные процессы, в связи с чем насущной потребности в новом российском кредите для латания финансовых дыр, на самом деле, нет.

Однако имеются значительные риски дестабилизации финансов. Дело в том, что выступление президента РБ Александра Лукашенко на Всебелорусском народном собрании показало, что он не понял причин недовольства жителей Беларуси. Он представляет дело так, как будто у людей имеются только претензии к его экономической стратегии и политике. Но это только часть претензий, а люди, в основном, недовольны самим Александром Лукашенко: тем, что он ведет себя как монарх, не обращая внимания на мнения и интересы людей.

Ситуацию хорошо иллюстрирует пример жилищного строительства в Минске. Александр Лукашенко в своем выступлении на собрании сказал, что «Если мы расстроим Минск до второй кольцевой дороги, мы захлебнемся. У нас негде будет людям работать. Мы не создадим столько производств. Поэтому пошли по пути создания городов-спутников. Смолевичи, Логойск, Руденск и другие, которые мы развиваем. Там есть современные автомобильные дороги, железные дороги, электрички запустим, чтобы люди могли там жить и в течение 20—30 минут, ну максимум 40, приехать в Минск на работу и уехать».

Получается, что Минск президент не хочет застраивать, потому что в нем нет работы для новых жителей, но жители городов-спутников все равно будут ездить на работу в Минск! На какую работу, если ее там не будет? А если работа будет, то зачем людей отселять в Смолевичи, почему бы не поселить рядом с работой?

Проект великого переселения минчан в города-спутники не имеет экономического смысла. Государственные деньги будут вбуханы в дороги и электрички, в которые пересядут минчане из троллейбусов и автобусов. В результате люди будут тратить больше времени и денег на дорогу на работу и в места развлечений. И все. И зачем все это делается? А затем, что президент так решил. Он постановил, где люди будут жить и работать, даже не поинтересовавшись мнением этих самых людей и экономической эффективностью своих проектов. И так он действует почти всегда, что и вызывает недовольство в обществе. С такими тратами бюджетных средств никакие кредиты Беларуси не помогут. Экономика не поднимется, а недовольство людей будет только расти.

А это чревато новыми кризисами. И новый кредит от России будет служить подушкой безопасности на такой случай. Для этого он и нужен. А в отсутствие кризиса он поможет пополнить золотовалютные резервы страны, даже если Россия будет выдавать деньги под конкретные проекты в РБ. То есть кредит позволит выиграть время, может год-два. Похоже, что Александр Лукашенко вообще никакие реформы осуществлять не хочет, и надеется на то, что если протянуть какое-то время, то все проблемы чудесным образом сами собой будут решены.

Последнее в рубрике