Во сколько обходится бюджету поддержка СМИ

Во сколько обходится бюджету поддержка СМИ

Можно не читать газеты, не интересоваться журналами и в целом прессой, но платить за нее. Через налоги и государственный бюджет.

Несмотря на то, что бумажной прессы становится меньше, государство по-прежнему тратит немалые средства на финансирование печатных и других СМИ.

Роль СМИ в современном обществе едва ли становится менее важной. Могут снижаться тиражи газет и журналов, уходить в интернет или вовсе исчезать годами знакомые газеты, журналы или программы, тем не менее информации вокруг нас становится все больше. Меняется ее формат, но государство по-прежнему пристально смотрит за сферой распространения информации, устанавливая для нее правовые рамки, а также поддерживая финансово. Поскольку такая поддержка осуществляется из бюджета, т.е. за счет всех граждан, любопытно узнать, во что она обходится, куда распределяется и что представляет собой отечественная сфера СМИ сегодня.

Когда-то Советский Союз было принято считать самой читающей страной в мире. Укоренившись на долгое время и после распада СССР, этот стереотип оставался достаточно сильным. Оценить, насколько много мы читаем сейчас, что именно и как (бумажная книга, пресса или электронные издания) сказать, к сожалению, сложно — такой статистики или надежных опросов по Беларуси нет. А жаль, ее можно было бы сравнить с мнением граждан Европейского союза, где опросы, касающиеся печатных СМИ и особенно доверия к различным видам средствам массовой информации, появляются часто. С другой стороны, есть официальная статистика, которая позволяет оценить, что печатают для белорусов и во сколько государству (то есть нам с вами) это обходится.

Статистика СМИ нашей стране в целом соответствует общемировым тенденциям – закрываются газеты и журналы, падают их тиражи, а деньги переходят в пользу более популярного и массового сегмента – телевидения.

С 2010 по 2018 год число изданных книг в Беларуси снизилось на 12,8%, а их суммарный годовой тираж упал более чем на четверть, число журналов снизилось на 10%, тираж – на 36,9%. Аналогичная ситуация на рынке газет – число изданий снизилось на 27,7%, годовой тираж упал на 30,5%.  

1
1
1

По выпуску периодики Беларусь не выделяется среди соседних стран. Опережая по выпуску наименований книг в отношении к населению Украину, белорусские книгоиздатели близки по их выпуску к странам Прибалтики - на десять тысяч жителей Беларуси издается в среднем десять различных книг. В Литве и Латвии по 11, в Польше 9, в России 8, на Украине 5.  В России издается меньше наименований книг в расчете на одного жителя, однако тиражи их выше белорусских.

Несколько иначе дело обстоит с изданием журналов – на одного жителя Беларуси, как и на жителей соседних стран, приходится почти равное число разнообразных изданий, а отличие состоит в том, что в Беларуси их тиражи существенно ниже. Так, в Литве и Польше на десять тысяч жителей приходится почти по два наименования журналов, в Беларуси около одного. В то же время, с учетом тиражей на одного жителя Украины издается 3 журнала, 4 в Беларуси, 8 в России, и 14 и 15 в Латвии и Литве соответственно.

Что касается газет, то в Беларуси – на двадцать тысяч человек приходится одно издание, что меньше чем в странах Прибалтики, Польше и России, но больше чем на Украине. В год на одного жителя нашей страны печатается 36 газет, что больше чем в Прибалтике (около 30) но меньше чем в России (65 газет).

1
1
1
1
1

1

Интересно, что снижение числа газет и их тиражей происходит главным образом за счет закрытия общереспубликанских изданий, в то время как число городских или районных газет остается постоянным.

1

Вместе с тем, коренное отличие отечественных СМИ от зарубежных кроется не в тиражах и числе изданий, и даже не в рейтингах и объёмах продаж. Многие белорусские СМИ пользуются финансовой поддержкой государства, частично или полностью существуют за его счет. В условиях затруднённого доступа для негосударственных изданий на рынок, СМИ остаются во многом государственной сферой, в которой рыночные силы играют второстепенную роль. Поэтому само наличие на полке того или иного издания не говорит о его востребованности, а тираж о популярности. Такие условия исключат разговоры о рейтинге, говоря о котором, можно вспомнить слова Жванецкого к представителям российской прессы:

– Если рейтинг высокий, это не значит – нравится, это значит – куда-то смотрят. Если в моей квартире одно окно, у него будет самый высокий рейтинг по сравнению с плитой, дверью и туалетом. Я только в окно и буду смотреть. Правда, что я там вижу?…

Так и с нашей прессой: большой тираж вовсе не означает, что содержание нравится. Возможно, просто нет альтернативы. Поэтому сложно однозначно сопоставлять статистику СМИ с соседними странами, особенно с теми, где условия диктует в первую очередь рынок и потребительские предпочтения, где люди голосуют рублем, евро или злотым за то, чтобы любимое издание имело право на жизнь и место на полке в газетном киоске.

Что касается затрат на СМИ, то государственные расходы на них в структуре бюджета относятся к более широкой группе «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации». Именно по такой более широкой группе расходов можно судить о распределении бюджетных средств на данные категории расходов между составляющими консолидированного бюджета – республиканским бюджетом и местными бюджетами.

Так, например, расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации в 2018 году делили между собой республиканский и местные бюджеты в соотношении 37,6% к 62,4%, а в 2019 уже 45,7% к 54,3%, то есть уже примерно поровну. В 2018 году на эти цели были запланированы средства в объеме 388,9 млн. рублей, а фактически было израсходовано 464,7 млн. рублей, то есть затраты превысили запланированные на 19,5%. Непосредственно расходы на СМИ составили 130,2 млн. рублей и также превысили ожидаемый объем на 15,3%.

1

При таком в целом не малом объеме средств, расходы на СМИ — это только 0,66% объема расходов республиканского бюджета. Вместе с тем, данные суммы сопоставимы с расходами данного бюджета на культуру, лесное хозяйство или таможенные органы.

Расходы на СМИ делятся на несколько составляющих -  87,1% прошлось на «телевидение и радио», еще 4,2% на «периодическую печать и издательства», оставшееся 8,7% на «прочие вопросы в области средств массовой информации». Таким образом, на каждого белоруса пришлось 12 рублей расходов республиканского бюджета на телевидение и радио и по 60 копеек расходов на печатные СМИ.

1

В бюджете 2019 года расходы на СМИ предусмотрены в объеме 151,2 млн. рублей, в том числе на телевидение и радио 129,7 и на периодическую печать и издательства еще 6,8 млн. рублей, то есть в расчете на одного жителя затраты республиканского бюджета возрастут на 1 рубль 72 копейки на финансирование телевидения и радио и на 13 копеек на финансирование периодической печати и издательств.

В то время как крупнейшие СМИ финансируются из республиканского бюджета или значительных сумм, выделяемых на эти цели в столичном бюджете (на телевидение и радио в бюджете Минске в 2018 году выделено 2,6 млн. рублей и еще 4,0 млн. рублей на периодические издания), региональные средства массовой информации финансируются главным образом из местных бюджетов. Районы содержат местные газеты, некоторые содержат радиостанции.

Для примера рассмотрим Витебскую область, где в 2019 году издается 36 печатных изданий, из которых 24 государственные (т.е. каждый район имеет как минимум одно периодическое издание – районную газету). Данные об исполнении годовых районных бюджетов позволяют оценить затраты на местные СМИ. В среднем в расчете на одного жителя района затраты на местные средства массовой информации составляют от 17 копеек в год до 2 рублей, или от 17 копеек до 1,4 рублей для периодических изданий. То есть даже не интересуясь и не покупая прессу, мы, тем не менее, финансируем ее.

Минфин налегает на облигации. Во что это встанет бюджету?

Последнее в рубрике