Владимир Дунаев: Доступность образования как важнейшее социальное требование просто отсутствует
06.09.2021

Владимир Дунаев: Доступность образования как важнейшее социальное требование просто отсутствует

Член общественного Болонского комитета о самом узком месте в белорусской системе образования.

— Совмещение выпускного и вступительного экзаменов, централизованное тестирование (Министерство образования надеется его сохранить, тем более что с тестированием связано и проведение вступительных процедур) не смогут решить серьезнейшую проблему нашего образования — социальную дискриминацию молодежи из социально уязвимых групп, — отмечает эксперт в интервью газете Белорусы и рынок.

По его словам, «молодежь из сельской местности, дети из семей с невысоким доходом, дети с инвалидностью фактически ограничены в возможности поступления в вузы»: качество обучения в гимназиях и лицеях, с репетиторами значительно выше, чем у тех, кто учится в сельской местности или не пользуется услугами репетиторов по причине отсутствия денег.

Исследование PISA, проведенное в 2018 году и обнародованное в 2020-м, показало, что в Беларуси разрыв между выпускниками городских и сельских школ — три года.

— Это очень серьезно, — считает эксперт. — И, что особенно удручает, программы развития образования просто игнорируют проблему доступности и социального равенства возможностей. В кодексе ни слова об этом, доступность образования как важнейшее социальное требование просто отсутствует.

По мнению Владимира Дунаева, в качестве какого-то паллиатива появилась тема изменения правил при поступлении в вузы.

— Речь идет о том, что надо как-то поддержать выпускников из социально уязвимых групп. Это аксиома европейской образовательной политики, специальные инструменты для этого есть, а в Беларуси эти инструменты только сворачиваются. Конечно, за счет совмещенного экзамена или изменения правил приема многого тут не сделать. Было обещано, что вступительная кампания 2020 года будет учитывать проблему доступности, но этого не произошло ни в 2020 году, ни в 2021-м. И это касается тех групп населения, которые долгое время рассматривались как социальная база нынешней власти. Замечу, что явление переходит и в культурную дискриминацию. У нас ведь большинство тех, кто учится на белорусском языке, — учащиеся сельских школ. То есть в этом смысле дискриминируется и белорусский язык.

Последнее в рубрике