«Велоконституция»: в Гомеле велоактивисты и чиновники нашли общий язык
06.05.2020
Светлана Коломиец, фото: Мария Амелина

«Велоконституция»: в Гомеле велоактивисты и чиновники нашли общий язык

К 2030 году, если всё пойдёт по плану, город станет полностью дружественным велосипедистам и велосипедисткам.

Гомельское велосипедное сообщество как общественное объединение официально существует два года, на практике – более десяти. Регистрация позволила «ВелоГомелю» не просто увеличить количество событий в регионе, но и влиять на принятие знаковых решений. Удивительно, что импульс развитию инфраструктуры для экологического транспорта дал не молодой, идейный активист (именно так и выглядит среднестатистический велосипедист), а пенсионерка, которая впервые села на велосипед летом 2016 года. Общественная работа стала для Светланы Король главным делом её жизни.

1
Светлана Король. Фото Марии Амелиной

Светлане в феврале исполнилось 59. Однако, не зная этого набора цифр, в ней не разглядишь канон классического пенсионного возраста. Лёгкая на подъём, быстрая на решения. На встречу соглашается тоже быстро и легко. Место предлагает сама: «ВелоПоинт» на Ирининской, 16.

Выбор не удивляет. Открытая осенью прошлого года площадка стала точкой притяжения активных горожан. Для удобного общения здесь есть всё необходимое: уличная мебель, две велопарковки, станок для саморемонта велосипедов (веломаячок), а ещё – вкусный кофе и ароматные булочки.

1
Одно из любимых мест встречи велосипедистов и велосипедисток в Гомеле – «ВелоПоинт». Фото Марии Амелиной

Общественная советница по развитию велодвижения организации «ВелоГомель» приезжает на встречу, конечно, на велосипеде. И первым делом достаёт увесистую папку в мягком переплёте. В ней – недавно утверждённая городскими властями велосипедная концепция Гомеля до 2030 года.

– Фактически это – велосипедная конституция города, которая предписывает, как нужно развивать велодвижение и взаимодействовать с активистами и активистками при реконструкции и строительстве улично-дорожной сети, – Светлана кладёт на столик многостраничный документ. – Проект создавался около года, потом два месяца обсуждался на различных уровнях, но практически все наши предложения нашли поддержку.

Были учтены огромные массивы данных, включая карты парковок и пониженных бордюров, созданных гомельскими велоактивистами, и даже тематическую дипломную работу студентки местного вуза. По словам Светланы, в разработке «велоконституции» очень помогли единомышленники из Минска – экспертная команда Минского велосипедного общества и Центра экологических решений, которая последние несколько лет занималась развитием городского велодвижения по всей Беларуси.

– В процессе работы удалось выяснить, что в Гомеле не 25 тысяч велосипедистов (столько их на учёте в милицейской базе), а в семь раз больше. Но пользуются байками для поездок на работу или учёбу далеко не все владельцы, – делает важное уточнение собеседница. – На то, по их мнению, есть свои причины. Главные – неразвитая сеть велодорожек и острая нехватка велопарковок. Кстати, Гомель оказался единственным городом в стране, где на отсутствие инфраструктуры посетовало больше людей, чем на отсутствие душа на рабочем месте.

В среднем же примерно 17,5 километра проезжает гомельский велосипедист от дома до работы и обратно. Больше расстояние только в Минске – 22,5 километра.

1
Примерно треть гомельчан в тёплое время года ездят на работу и учёбу на велосипеде. Фото Марии Амелиной

Сегодня в областном центре около 11 километров благоустроенных велодорожек, но это не единая трасса, а разбросанные участки. План до 2030 года – построить 255 километров велодорожек, связав все четыре района города в единую сеть. Цифра для гомельских реалий кажется фантастической.

– Вот и вы туда же, – увидев в наших глазах сомнение, Светлана спешит сказать главное. – Реализовать концепцию за десять лет вполне реально. Мы нашли единомышленников в высоких кабинетах, а ведь ещё лет пять-шесть назад в горисполкоме даже дискутировать на эту тему не хотели. Поддержка была только в лице бывшего начальника областной ГАИ.

Предлагаем Светлане разложить по полочкам упомянутые 255 километров.

– Ответ и на этот вопрос есть в концепции. Под создание основных велосипедных маршрутов достаточно 75 километров, второстепенные займут 150 километров. Первая позиция включает организацию бесконфликтного движения на улицах Советской, Барыкина, Ефремова, Мазурова, Ильича, проспектах Космонавтов и Победы, – перечисляет главные адреса Светлана. – Второстепенные маршруты предложили сформировать по улицам Бочкина, Подгорной, Тельмана, Головацкого, Кожара, 50 лет БССР, Царикова, Озёрной, Весенней, Волгоградской, Карбышева и другим.

Завершается документ прямо-таки революционной идеей по реорганизации движения в центре города. Велосипедисты предложили разделить потоки транспорта на идущих параллельно улицах Советской и Кирова, сделав каждую из них односторонней. По задумке авторов, это позволит одну полосу на улицах выделить для общественного транспорта, другую – для велосипедов, а уже оставшиеся две – для всех остальных. Идея выставлена на обсуждение гомельчан, сбором мнений занимается областная Госавтоинспекция.

1
Те, кто помогает велосипедизировать Гомель. Фото Марии Амелиной

Утверждённые «наверху» схемы веломаршрутов стали обязательными для учёта при разработке архитектурно-градостроительной документации, реконструкции улиц и строительстве новых объектов.

– По сути, мы добивались того, чтобы «ВелоГомель» стал экспертным сообществом, с которым теперь будут считаться различные городские службы. Пока, честно скажу, нашей организации не удалось поучаствовать в строительстве хотя бы одного километра ведорожек. Но мы готовы контролировать, подсказывать, содействовать, проталкивать свои идеи хотя бы маленькими, но шагами вперёд, – не теряет оптимизма Светлана.

Лукавые чёртики в глазах велоактивистки намекают на то, что всё получится. Да и надо знать характер Светланы: если что-то задумает, то идёт до конца. В 50 лет она перенесла операцию на коленной чашечке, а потом ещё одну — по удалению щитовидной железы. Выйдя на пенсию по состоянию здоровья, на себе испытала, что такое настоящая депрессия и проблемы с лишним весом. Тогда Светлана весила 128 килограммов, с трудом вставала, ходила только с тростью.

– В конце концов решила прекратить это форменное безобразие. Начала худеть: считала калории, заставляла себя двигаться. Было сложно, но после первых «минус 10 кг» появилась цель – сброшу ещё сорок и сяду на велосипед, – рассказывает личную историю Светлана. – Можно сказать, велосипед стал моим спасением, если не смыслом жизни. По крайней мере, изменил её на 180 градусов.

Сейчас у Светланы три велосипеда: горный для туризма и круизеры – для городских прогулок. Велосипедный сезон она не закрывает: ездит даже зимой.

– Ничего удивительного: зимы в нашем южном городе практически не бывает, – улыбается Светлана. – Вообще Гомель – идеальное место в Беларуси для продолжительного велосезона. Поэтому не оставляем надежды организовать оздоровительные и туристические велотропы вдоль реки по аналогии с одесской трассой здоровья.

Эту и похожие идеи два месяца назад велоактивисты обсудили за круглым столом с местными чиновниками и получили поддержку. Кстати, в беседе Светлана неоднократно называет фамилию Езерский (курирует социальную сферу и спортивно-массовую работу в Гомельском облисполкоме – прим. авт.).

– Денис Владимирович сам заядлый велосипедист, неоднократный участник наших велопробегов. Кстати, первый чиновник, который дал мне номер своего мобильного и позволил звонить в любое удобное для меня время. Можно сказать, с его лёгкой руки всё и завертелось, – продолжает рассказ Светлана. – Получилось провести тот же форум «ПраРовар» именно в Гомеле, хотя основные организаторы – Минское велосипедное общество и Центр экологических решений – могли бы выбрать любой другой заинтересованный город. Мы с «ВелоГомелем» и местной властью вовремя проявили инициативу.

Мы отчасти соглашаемся со Светланой, ведь такие масштабные проекты – это всё-таки имидж властей, и не замечать тенденций с их стороны было бы глупо.

– Я прекрасно осознаю, что пока Гомель не очень дружественный велосипедистам город. Но, поверьте, многие города даже половины не имеют того, что делается у нас. Тот же упомянутый «ПраРовар» позволил очень сильно подтянуть к нам власти. К форуму готовились, его ждали, в том числе и чиновники. Ведь на него приехали более 150 участников и участниц из 20 городов и пяти стран, – приводит новые аргументы собеседница. – А в 2018 году, как только организация зарегистрировалась, наших активистов включили в рабочую группу при горисполкоме, которая занимается развитием велоинфраструктуры. Шаг навстречу? Безусловно.

1
В прохладное время года всего 13 процентов гомельчан с велосипедами ездят по делам на байке. Фото Марии Амелиной

Кажется, Светлана убедила нас: этап сомнений позади, власти не отмахиваются от велоактивистов, велоактивисток и даже считаются с их мнением. А сколько таких неравнодушных велосипедистов в Гомеле вообще?

– В организации 85 официальных членов и порядка 50 волонтёров, – озвучивает цифры велосипедистка. – Костяк составляют семь человек. Кстати, на февральском отчётно-выборном собрании я, как председательница организации, взяла самоотвод. Теперь «ВелоГомель» возглавляет Валентина Познякова. Человек в велосообществе неслучайный: была ревизором, потом в правлении, теперь вот избрана председательницей. Я же никуда не ушла, осталась с ребятами, но уже как советница по развитию велодвижения.

Может сложиться впечатление, что в правлении «ВелоГомеля» одни женщины. На деле оказывается с точностью до наоборот. К примеру, работу волонтёрской группы курирует 22-летний Николай Редюк.

Николай лёгок на помине. Приехал в «ВелоПоинт» подкачать колеса.

– Мы не спортивная организация, не занимаемся проведением соревнований. При регистрации была заявлена конкретная цель – совместно улучшать город, создавать комфортную велоинфраструктуру. Я лично помогаю готовить крупные мероприятия по популяризации велосипеда, занимаюсь рассылкой писем юридическим лицам, у зданий которых ощущается нехватка велопарковок. От многих ответы приходят сразу, радует, что положительные, – рассказывает он.

1
Гомельский велоактивист Николай Редюк. Фото Марии Амелиной

Николай считает, что работа по созданию парковок благодаря всё той же велоконцепции теперь не будет носить сумбурный характер. Документом прописаны их технические характеристики и единый внешний вид, который не испортит облик города. Силами «ВелоГомеля» при содействии проекта «Городское велодвижение в Беларуси», который финансирует Европейский союз, уже оборудовано пять образцовых велопарковок.

Колеса накачаны, можно ехать. Однако Николай не снимает велосипед со стойки веломаячка – нужно отрегулировать тормозные колодки. Находит нужный шестигранник и быстро решает проблему.

1
Веломаячок – станция самостоятельного обслуживания велосипеда. Фото Марии Амелиной

Веломаячков в Гомеле пока четыре: у кинотеатров «Мир» и «Октябрь», Городского центра культуры и Ледового дворца. Стенд включает насос, мультитул, несколько гаечных ключей – всё необходимое для несложного техобслуживания велосипеда.

– С одной стороны, для нарастающей армии двухколёсных этого критически мало, с другой – начало положено, – говорит Светлана Король и снова повторяет, похоже, свою любимую фразу. – Маленькими, но шагами вперёд.

В копилке свежих новостей «ВелоГомеля» – приход в областной центр байкшеринга. В разных точках города планируется разместить 500 прокатных велосипедов. Взятый на время байк можно не возвращать на место, а оставлять где угодно, лишь бы он не стал помехой окружающим.

– Первоначально планировалось запустить сервис в марте, но приостановка производства в Китае внесла коррективы. Поэтому байкшеринг откроется в мае–июне, когда в Гомель доставят 500 новеньких жёлтых велосипедов, – делится подробностями Светлана. – Узнать, где есть свободный двухколёсный транспорт, можно будет через специальное мобильное приложение. 

Мобильное приложение для Гомеля совершенствуется: активисты взяли на себя создание карты размещения велосипедов. Территория города, на которой сосредоточены прокатные байки, будет разбита на зоны. Первая – наиболее привлекательная для парковки. Если оставить байк здесь, пользователя отблагодарят баллами лояльности. Во второй зоне завершить поездку можно, но бонусы начисляться не будут. Третья зона для парковки нежелательна, а четвёртая – запрещена. В таких случаях человеку на телефон придёт уведомление о том, что он (или она) находится вне зоны действия шеринга, и необходимо вернуть велосипед в другое место.

1
В Гомеле велосипедами владеют намного чаще, чем автомобилями: примерно 176 тысяч «великов» против 134 тысяч авто. Фото Марии Амелиной

После общения со Светланой Король не остаётся сомнений: к 2030 году в Гомеле может случиться бум велосипедного движения. Минимум для этого есть – стратегия и умение сторон слышать друг друга.

Данная деятельность поддержана проектом «Городское велодвижение в Беларуси», который финансировался Европейским союзом и реализовывался Центром экологических решений и Минским велосипедным обществом.

Пересадка человека на велосипед: во Франции проведут сложнейшую операцию

Последнее в рубрике