«Веду занятие, а котик смотрит в камеру». Как педагог отвоёвывает свою школу у пандемии
21.11.2020
Ольга Астапович, фото: из личного архива героини

«Веду занятие, а котик смотрит в камеру». Как педагог отвоёвывает свою школу у пандемии

Преподавательница иностранных языков и риторики Екатерина Парфинович шутит, что заскучала в декрете и решила открыть собственное дело.

Так в Боровлянах, что недалеко от Минска, в начале года появилась небольшая студия по изучению английского. Чуть позже стало понятно, что это было не самое лучшее время для старта: уже в марте белорусы добровольно закрылись по домам…

Пандемия COVID-19 разрушила планы, но предпринимательница решила не сдаваться и стала искать выход.

1

Екатерина Парфинович. Фото: из личного архива героини

Екатерина вспоминает: поначалу клиентов было достаточно. Первые группы вела она сама, потом стала искать преподавателей, чтобы разделить нагрузку.

– Мы начали небанально, к примеру, был экспресс-курс «Английский для путешественников»: я предлагала за три месяца подтянуть язык и отправиться куда-нибудь на отдых, как потеплеет. Идея многим понравилась, но… Через месяц страны закрыли границы. Какие тут путешествия? – рассказывает собеседница о том, как пандемия внесла коррективы в её учебный план.

Набранные группы Екатерина перевела в онлайн, но продолжала содержать офис в надежде, что пандемия вот-вот закончится.

– Мне пришлось переехать в другое помещение, чтобы сократить расходы. Летом люди снова захотели учиться, и мы вернулись в обычный режим. Правда, ненадолго. Перед началом нового учебного года планировала рекламироваться и набирать группы взрослых и детей, но в середине августа из-за определённых событий легче работать не стало. Мне показалось даже, что самое время закрыться, – вздыхает она. – Хоть и не было большой прибыли, бросать всё-таки не хотелось. Как минимум, нужно было завершить те группы, что уже учились.

1

Студия английского языка. Фото: из личного архива героини

1

Детские занятия. Фото: из личного архива героини

Екатерина начала искать подсказки. Одной из таких находок стали консультации, направленные на поддержку женского бизнеса, которые организовала Программа развития ООН в Беларуси в сотрудничестве с Посольством Великобритании в Минске. Узнав о возможности, Екатерина без замедления подала заявку.

– Мне здорово помогло уже то, что при заполнении заявки получилось структурировать проблемы, сформулировать основной запрос. Я часть ответов на свои вопросы нашла уже на этом этапе, – вспоминает она. – Например, поняла, что тащить весь бизнес одной довольно сложно, что надо делегировать часть обязанностей. Стало очевидно: пришло время мне начать разбираться в диджитал-маркетинге. У меня мало опыта, никогда не было бизнеса, всему надо было учиться с нуля.

Заявку одобрили, это значит, Екатерина Парфинович стала одной из женщин, которые получили комплекс рекомендаций по развитию бизнеса от ПРООН. Такие индивидуальные поддерживающие комплексы должны были помочь предпринимательницам преодолеть кризисную ситуацию, настроить бизнес-процессы, а кому-то – определить или уточнить бизнес-стратегию.

– Первое, что мне необходимо было сделать, это просчитать ёмкость рынка в моём регионе. Это было для меня очень полезно, потому что лично я начинала иначе: посмотрела по сторонам и решила открыть курсы. Тогда мне казалось, что такой оценки вполне достаточно. Подумала, что клиенты как-нибудь найдутся. Ведь рядом живёт достаточно молодых активных семей с маленькими детьми, которые захотят заниматься английским. Многие жители Боровлян имеют хороший достаток – их я тоже автоматически определила в желающих учиться, – делится Екатерина. – Теперь понимаю: если бы ёмкость рынка просчитала сразу досконально, то открыла бы филиал студии в Минске. Ведь у нас в Боровлянах клиентов оказалось немного, и особенно тяжело соревноваться с курсами, работающими по франшизе под узнаваемым брендом.

1
1

Студия английского языка. Фото: из личного архива героини

После подсказок консультанта Екатерина начала думать и над уникальным конкурентным преимуществом.

– Я рассчитывала, что близость к дому и маленькие группы для занятий – это и есть моё конкурентное преимущество. Консультант заметил, что я могу ошибаться. Он уточнил: если ребёнку нравятся занятия, то родители перестроят логистику и будут возить в другой район города. Это перевернуло моё сознание, – вспоминает Екатерина.

Руководительница также начала думать над развитием детского направления в студии и даже собирается запустить детские игровые клубы, где можно будет поиграть в «настолки» и пообщаться на английском. Возможно, в студии английского скоро появятся сплит-занятия, чтобы начать учить язык вместе со своим знакомым.

– Я поняла, что надо продавать людям не сам язык, а язык как средство для достижения какой-то цели или мечты, – говорит Екатерина. – Вероятно, я бы и сама со временем пришла к таким выводам, но это был бы длинный путь, а консультации – это как раз быстрый способ пройти эту дорогу.

Сфера образовательных услуг начала быстро меняться из-за пандемии, что для некоторых программ и курсов обернулось потерей студентов. Языковая школа не стала исключением: оказалось, не всем удобно учиться онлайн.

– У меня была группа начинающих, в которой обучались шесть женщин в возрасте 50+. К сожалению, им оказалось тяжело перестроиться, из группы продолжила заниматься английским всего одна, – приводит пример руководительница студии английского языка. – Многие неуверенно пользуются компьютером, а здесь не просто надо его включить, но и общаться через специальную программу. Бывало, участницы только по 20 минут настраивались, убирали помехи от телевизора и привыкали не отвлекаться на бытовые вопросы домашних. Явно, никто не был готов, что бабушка и котёнок будут смотреть в камеру.

Екатерина с понимаем относится к таким изменениям в поведении своих клиентов, считает, что это объяснимо ещё и по другой причине:

– Образовательные услуги предполагают контакт «человек – человек»: и взрослые, и дети приходят к учителю, который нравится, а «дистанционка» стирает этот личный контакт.

Тем не менее Екатерина планирует в ближайшее время полностью уйти в онлайн. И это, по её мнению, будет реальным шансом сохранить бизнес.

1

Студия английского языка. Фото: из личного архива героини

Пока же руководительница языковых курсов осваивает новые маркетинговые направления и занимается «прокачкой» себя, периодически смотрит на опыт других бизнесов, который нередко является отличным примером для совершенствования или вдохновения.

– Я видела, как из последнего мои знакомые развивали художественную школу и никак не могли окупить вложенное. Они снимали небольшое помещение, всё заработанное тратили на расходники – мольберты, краски и холсты – которые улетали каждый день. И именно уход в онлайн позволил захватить рынок СНГ и принёс бешеный поток клиентов, – рассказывает Екатерина, как пандемия помогла взлететь художественной школе её знакомых. – Сейчас у них два отдела продаж. Это развитие было стремительным: резкий скачок от коморки за спортзалом до масштабного бизнеса, который работает далеко за пределами Беларуси.

Развитие бизнеса и то, насколько он быстро адаптируется к новым условиям, нередко тормозит двойная нагрузка женщин, которым часто приходится совмещать и быт, и работу. В пандемию эта нагрузка стала ещё выше, ведь уход на добровольную самоизоляцию значил, что на новые рельсы нужно ставить не только бизнес, но и домашний уклад.

– Пришлось как-то приспосабливаться одновременно решать деловые задачи и домашние. Когда работаешь в офисе, у тебя понятный и чёткий график – вот занятия, вот обеденный перерыв. А дома – промежуточное состояние, в котором работать психологически тяжело, – резюмирует собеседница.

Стратегии по спасению бизнеса у предпринимательниц были разные: прочитайте лайфхаки основательницы IT-школы Елены Динман.

Последнее в рубрике