«Ваше обращение к нам не поступало». Что делать, если чиновники не отвечают?
21.07.2021

«Ваше обращение к нам не поступало». Что делать, если чиновники не отвечают?

Пять способов получить ответ на обращение, которое госорганы проигнорировали.

Законодательство уже достаточно давно гарантирует право направлять электронные обращения в госорганы (организации). Однако это не привело к уменьшению случаев, когда заявителям не отвечают. Причины самые разные: от технических неполадок до невнимательности чиновников.

Что делать, если обращение осталось без ответа? Объясняют модераторы портала «Удобный город».

Эксперты рассматривают случаи, когда заявители не получили ответ на обращение, соответствующее требованиям Закона об обращениях граждан, в котором определены и случаи, когда обращения остаются без рассмотрения и без уведомления об этом заявителей.

Сроки рассмотрения обращений: что говорит законодательство?

Закон об обращениях граждан устанавливает, что обращения граждан должны быть рассмотрены не позднее 15 дней. А обращения, требующие «дополнительного изучения и проверки», – не позднее 1 месяца.

Исчисление сроков начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации.

Если последний день срока рассмотрения обращения приходится на выходной, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если обращение было направлено в госорган (организацию), в чью компетенцию не входят затронутые в нем вопросы, то обращение могут в течение 5 рабочих дней перенаправить компетентным госорганам (организациям), а также письменно уведомить об этом заявителя. Срок рассмотрения обращения в новой организации будет отсчитываться с момента получения ею обращения.

Если ответ на обращение не был получен в течение месяца с момента отправки – это является нарушением закона.

Нарушать сроки рассмотрения обращения граждан – это законно?

Нет. Статья 10.10 Кодекса об административных нарушениях установила ответственность в виде штрафа (до 4 базовых величин) за нарушение установленных сроков рассмотрения обращений граждан.

Также Закон об обращения граждан обязывает госорганы (организации):

— не допускать формализма, бюрократизма, волокиты, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к заявителям;

— принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;

— информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений.

Что делать, если обращение осталось без ответа?

Если вам своевременно не был предоставлен ответ на обращение, есть по меньшей мере пять способов получить его.

1. Позвонить по телефону в госорган (организацию), и уточнить информацию относительно вашего обращения.

На сайтах госорганов (организаций) есть контактные телефоны канцелярии (приемной) или структурного подразделения по работе с обращениями граждан. Вы можете позвонить по телефону и уточнить информацию по своему обращению.

В рамках разговора вас могут попросить назвать фамилию заявителя, а также ID обращения (при подаче электронных обращений в некоторые госорганы (организации) им автоматически присваивается уникальный ID номер).

Преимущества: Простота; скорость получения информации по обращению; возможность быстро получить ответ (документ) на обращения (но не всегда).

Недостатки: Телефонный звонок не влечет за собой юридических последствий для госоргана (организации); полученные по телефону обещания решить вопрос с вашим обращением не всегда исполняются; могут быть трудности дозвониться в госорган (организацию).

2. Направить обращение в госорган (организацию) с просьбой предоставить ответ на ранее отправленное обращение.

Закон об обращениях граждан гарантирует заявителям право знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения. Также Закон обязывает госорганы (организации) информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений.

В обращении необходимо указать, когда было направлено предыдуўее обращение, а также какие вопросы в нем содержались.

При направлении такого рода обращений также прикрепляйте:

— скриншоты отправки электронных обращений через сайт (или уведомления о направлении электронного обращение – если таковое приходило вам на электронную почту). Как правило, после заполнения формы для отправки электронного обращения вы увидите уведомление «Ваше сообщение успешно направлено». Скриншот необходимо делать быстро — на некоторых сайтах уведомление исчезает в течение 5-10 секунд;

— копию уведомления о получении заказного письма (если обращение направлялось заказным письмом с уведомлением).

Преимущества: Надежность: в ответе на такое обращение вам могут предоставить исчерпывающую информацию, почему отсутствует ответ на обращение (например, ваше обращение не получали (такое бывает); ответ на обращение вам был уже направлен ранее и др.); вместе с предоставлением информации вам также могут прислать копию ответа на обращение (если ранее оно уже вам направлялось).

Недостатки: Требует большего времени ожидания (не менее 15 дней после отправки), а также денежных затрат (если обращение отправляется заказным письмом).

3. Направить повторно в государственный орган (организацию) обращение, на которое вы ранее не получили ответ.

Повторное направление обращение необходимо производить в том случае, если после звонка или обращения (способы 1 и 2) вы получили информацию, что в организации обращение от вас не получали.

Доказать обратное представляется задачей нетривиальной. Проще повторно направить обращение.

Не забудьте в таком случае сделать скриншот отправки электронного обращения. Или направляйте обращение по почте заказным письмом с уведомлением о получении (смотрите способ 2).

Преимущества: Возможность в конечном итоге получить ответ на свое обращение.

Недостатки: Требует большего времени ожидания (от 15 до 30 дней) и денежных затрат (если обращение отправляется заказным письмом).

4. Направить обращение в вышестоящий государственный орган (организацию).

Если вы получили информацию, что ваше обращение госорган (организация) не получил, вы можете направить это же обращение в вышестоящую организацию.

Закон об обращениях граждан установил, что если в организацию поступают обращения по вопросам, которые не относятся к их компетенции, то в течение 5 рабочих дней такое обращение может перенаправляться для рассмотрения в компетентный госорган (организацию). В таком случае заявитель получает письменное уведомление о перенаправлении обращения.

Например, вы направляли электронное обращение в Министерство юстиции; в министерстве отрицают факт получения вашего обращение; это же обращение вы отправляете в Совет Министров (или Администрацию президента); т.к. вопросы, поднимаемые в вашем обращении, не относятся к компетенции Совета Министров (Администрации президента), ваше обращение перенаправляют для рассмотрения в Министерство юстиции, и вас об этом письменно уведомляют.

Преимущества: Гарантия того, что ваше обращение будет получено госорганом (организацией); наличие доказательства о получении обращения (уведомление); возможность в конечном итоге получить ответ на свое обращение.

Недостатки: Требует большего времени ожидания (от 15 до 30 дней); денежных затрат (если обращение отправляется заказным письмом); вышестоящая организация имеет право не перенаправлять госоргану (организации) обращение для рассмотрения, а разъяснить заявителю, куда ему необходимо обращаться.

5. Направить жалобу в Комитет государственного контроля.

Статья 10.10 Кодекса об административных нарушениях устанавливает ответственность в виде штрафа за нарушение установленных сроков рассмотрения обращений граждан.

Статьи 3.7 и 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что органы Комитета государственного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.10 Кодекса об административных правонарушениях, а также уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении по указанной статьей.

В просительной части жалобы целесообразно указать:

— просьбу провести проверку по факту непредоставления ответа на обращение;

— привлечь должностных лиц госоргана (организации) к административной ответственности за нарушение установленных сроков рассмотрения обращения;

— обеспечить своевременное рассмотрение госорганом (организацией) вашего обращения.

Преимущества: Возможность привлечь нерадивых чиновников к ответственности; в конечном итоге получить ответ на свое обращение.

Недостатки: Требует большего времени ожидания (от 15 до 30 дней).

Теперь вы знаете как минимум 5 способов, как получить ответ на ваше обращение.

Последнее в рубрике