В магазине «KaliLaska» остались только ультрамодные вещи. Почему так?
01.03.2021
Ольга Астапович, фото: Яна Бондарь

В магазине «KaliLaska» остались только ультрамодные вещи. Почему так?

На днях в Минске в обновленном формате открылся благотворительный магазин «KaliLaska». Теперь здесь легко найти одежду от известных кутюрье и неповторимые украшения, а еще – обзавестись аксессуарами из линейки апсайкл-производства.

«В пандемию одеваем людей по фото»

Проекту восемь лет: свои двери он открыл в 2013-м и до сих пор является единственным в Беларуси черитишопом. За это время многое менялось: хозяйка и команда проекта, локация, количество желающих отдать вещи и даже качество того, что приносят. Единственное, что остается непоколебимым, – идея. Она предполагает, что большая часть собранной одежды, обуви, товаров первой необходимости уедет к тем, кто в данный момент в этом нуждается.

1

– Мы долгое время работали с многодетные семьями, в последнее время все больший упор делаем на поддержку людей с инвалидностью и их семей, сотрудничаем с интернатами, организациями, ассоциациями, которые представляют их интересы, – рассказывает руководительница проекта «KaliLaska» Наталья Горячая. – Мы взаимодействуем с организацией «Врачи без границ», которая поддерживает людей, борющихся с туберкулезом. Мы одеваем бездомных, находясь в постоянном контакте с волонтерами минской и бобруйской ночлежек, благотворительной столовой. К нам часто обращаются люди, которые потеряли всё, которым нужна экстренная помощь, – например, погорельцы.

Именно поэтому в магазине (напомним, что продается не более пяти процентов собранных вещей, и деньги идут исключительно на поддержку работы проекта) вы не найдете спортивных костюмов, детских вещей, посуды на каждый день, бытовой техники. Все это считается товарами первой необходимости и быстро разъезжается по Беларуси – по домам подопечных.

– Покупатели часто обижаются, что в магазине не видят одежды больших размеров, что у нас мало мужских вещей. Это легко объяснить: таких вещей в принципе меньше приносят, а они очень востребованы среди нуждающихся. Если к нам что-то такое попадает, мы сразу же складываем это в пакеты для передачи, не смотрим ни на бренд, ни на то, что вещь легко продать. Есть те, кому нужнее, – рассуждает Наталья Горячая. – Посмотрите: на вешалках – модные эксклюзивные вещи, многие из них – от белорусских дизайнеров, узнаваемых мировых брендов. Есть винтаж, который сейчас в тренде. Много украшений, предметов декора, необычной посуды. Блузка с пайетками или бусики – не совсем то, что нужно подопечным, но точно понравится минчанам.

1
1

Сегодня команду проекта (абсолютное большинство, кстати, волонтерят) мотивируют и вдохновляют приятные отзывы подопечных и фотоприветы от тех, кому отправляли помощь. Совсем недавно слова благодарности и веселые снимки пришли из семьи с печальной историей. На попечении бабушки оказались три девчонки, их родителей лишили родительских прав. За скромную пенсию бабушка не могла одеть-обуть детей и обратилась в «KaliLaska». Удивило и порадовало семью и то, что в передаче были вещи не только «для жизни», но и для радости, например, куклы.

– Пандемия внесла коррективы в нашу работу. Например, раньше к нам приезжали представители организаций и выбирали вещи для подопечных. Теперь нам просто присылают размеры и фотографии людей, и мы самостоятельно собираем пакеты. Оказывается, у нас отлично получается на глаз одевать людей: угадываем и с размерами, и со стилем, – улыбается собеседница.

Пандемия закрыла границы, а значит, многие гуманитарные грузы к белорусским организациям больше не приходят. Это повысило спрос на вещи. Недавно грузовик от «KaliLaska» отправили в одну из организаций Мозыря, через пару дней в благотворительный проект за помощью постучались еще пять учреждений этого города.

«Почти ничего не выбрасываем»

Сегодня команда проекта шутит, что спустя время обязательно «обзовет» как-то нынешний период развития, связанный с активной переделкой вещей. Пока свою деятельность по «перерождению» сломанных вещей и изготовлению новых называют «KaliLaska-мастерская».

Многие украшения, что приносят люди, повреждены. Команда проекта докупает фурнитуру и чинит, а потом отправляет издения в магазин.

–  Вряд ли кто-то отличит, какая картина в магазине написана на новом полотне свежими красками, а какая – сделана из «абы чего». В ход идут открытки, остатки ткани, украшений и многие другие элементы некогда служивших вещей, – рассказывает Наталья Горячая.

1

В апсайклинг-мастерской выпустили даже свою линейку шопперов. Сумки шьют из отрезов ткани, которые приносят люди.

– У нас есть предварительные договоренности с обувной мастерской. Кажется, они согласны восстанавливать для нас обувь, чинить кое-что. Так мы хотим улучшить вид того, что нам принесли, – говорит Наталья о планах.

1

Да и вообще команда проекта хвастается, что сейчас «можно любого экоблогера пригласить и не будет стыдно», ведь процесс работы проекта максимально экологизирован. Пока только не придумали, чем заменить большие пластиковые мешки, в которые сортируют вещи.

Конечно, среди принесенных попадаются вещи, которые невозможно никак использовать. Однако и им нашли применение. Хлопчатобумажную ветошь передают в одну из ремонтных мастерских, а ненужные ткани с примесями синтетики забирает предприятие, которое делает напольное покрытие.

– От чего-то мы сразу отказываемся, не принимаем. Это, к примеру, пиджаки, пальто и шубы. К сожалению, такие вещи некуда пристроить, даже если они хорошо сохранились. Практически любая бабушка сегодня мечтает о пуховичке, а не о тяжелом пальто, – уточняет Наталья Горячая. – К счастью, реально очень маленький процент вещей приходится отправлять на свалку. Это, к примеру, обувь в плохом состоянии: без застежек, в дырках.

Как брак превращается в подарок

За время существования проект полюбили люди, стали больше доверять. Команда признается: все стараются работать и делают это даже больше, чем на 100 процентов своих сил и возможностей. Появились даже меценаты.

– Мы заинтересованы в сотрудничестве с бизнесом, и уже кое-что сделано. Я особенно горда кооперацией с компанией «Mark Formelle». На данный момент в двух магазинах (в Минске и Гомеле) установлены вешалки «Для нужных вещей», где люди могут оставить что-то из своей одежды, – приводит пример руководительница черитишопа. – После — компания собирает принесенное, упаковывает и передает нам.

1

Другая совместная инициатива – это передача подопечным непосредственно продукции бренда. Недавно в «KaliLaska» приехали около 700 килограммов вещей: бельё, сумки, пеналы и другой текстиль.

– Это то, что не распродалось или имеет производственный брак. То, что не позволяет продать вещь в магазине, часто не имеет значения для нас, потребителей. К примеру, на производстве пришили не ту размерную этикету – перешивать не станут. Или шов не очень аккуратный. Или есть небольшой участок плохо прокрашенной ткани, – приводит примеры собеседница. – Все, что нам передали, стало действительно приятным подарком для подопечных.

Белорусские дизайнеры и дизайнерки также нередко жертвуют что-то для проекта, потому в этом магазине можно купить эксклюзив раза в три дешевле, чем на выставках и ярмарках мастеров.

«С проектом легко заниматься благотворительностью»

Обновленный магазин переехал в новый модный квартал Минска – «К21», а значит, теперь находится по адресу: ул. Кальварийская, 21 (помещение 106). Магазин стал гораздо просторнее: занимает площадь в сто «квадратов», что вдвое больше предыдущего. Переехал и склад благотворительного проекта: теперь место, куда можно принести вещи, находится неподалеку – на ул. Ольшевского, 1/4 (актуальные дни приёма вещей тут).

– Когда мы переезжали, я случайно нашла блокнот со старыми записями. Так вот в 2017 году в один «рекордный» приемный день мы собрали 515 килограммов вещей. И я отлично помню тот день. Мы сидели на забитых вещами мешках в относительно небольшой офисной комнате Центра экологических решений и повторяли «Вот это да! Столько вещей принесли». А теперь за один обычный приемный день мы в среднем собираем 10 тонн вещей, иногда гораздо больше – по 17–20 тонн, – рассказывает Наталья Горячая.

До сих пор нет четкого расписания дней приемки вещей именно потому, что привезенное нужно не только принять, но и перебрать, разложить по размерам, распределить по подопечным. На все это уходит время. Случаются дни, когда склад переполняется, как это было перед новым годом: помещение площадью почти в 200 квадратных метров с высотой потолков в пять метров было забито до отказа.

– Переселение и ре-открытие – это для нас маленький праздник. Мы медленно, но уверенно развиваем проект. Лично мне нравится этот темп, потому что эта скорость позволяет чувствовать опору под ногами, – говорит руководительница проекта. – Я понимаю, что мы идем в нужном направлении, мне нравится, что я занимаюсь этим проектом и влияю на развитие благотворительности в Беларуси, делаю ее легкой, удобной и красивой для каждого и каждой.

1

Директор Центра экологических решений Евгений Лобанов отмечает: благотворительный проект «KaliLaska» – прекрасный пример социально-экологической инициативы.

– «KaliLaska» делает модными привычки, которые важны для охраны окружающей среды и социального благополучия, – отмечает он. – Приходя в красивый светлый магазин, мы не всегда понимаем, какая проблема кроется за потреблением. Это и особенности текстильной промышленности, которая не всегда безобидна, и проблема отходов, и «быстрая» мода, которая заставляет нас постоянно покупать и постоянно выбрасывать. Подумайте: за год десятки тонн вещей проходит только через один благотворительный проект, а сколько такой одежды всего?

Специалист отмечает, что подобные проекты опосредовано занимаются и просвещением населения: люди начинают задумываться, что делать с ненужными, но хорошими вещами.

1

– Лично я бы хотел, чтобы белорусы и белоруски отдавали предпочтение вещам, которые будут служить долго. Важно, чтобы старались максимально продлевать вещам жизнь, например, одежду и обувь в Беларуси легко ремонтировать. В идеале, наверное, чтобы люди перестали «просто так» выбрасывать вещи, и в «KaliLaska» со временем пропала необходимость, – говорит эколог. – Этот проект очень важен, потому что удлиняет жизненный цикл товаров и является одним из элементов циркулярной экономики, он хорошо отражает общую философию Центра экологических решений, который поддерживает «KaliLaska» несколько последних лет.

Последнее в рубрике