В Беларуси ритейл поставил рекорд по долгам. Дело в слабом внутреннем спросе
22.11.2021

В Беларуси ритейл поставил рекорд по долгам. Дело в слабом внутреннем спросе

По итогам 10 месяцев 2021-го розничный товарооборот в Беларуси вырос всего на 1% к уровню 2020 года.

В Минске, на который приходится более 30% продаж страны, товарооборот сократился на 0,3%.

«Такая динамика товарооборота обычно отражает слабый потребительский спрос внутри страны», — пишут banki24.by.

О слабости внутреннего спроса в Беларуси говорят международные аналитики. Согласно оценкам рейтингового агентства Fitch, «на счет текущих операций оказали благоприятное влияние более высокие доходы от экспорта ключевых сырьевых товаров и вялое потребление, сказывавшееся на росте импорта».

В 2021 году для белорусского ритейла характерно нарастание отставания по зарплате от средней отметки по экономике. За 9 месяцев средняя зарплата в отрасли составила 1094 рубля против 1400 рублей в целом по стране, а уровень зарплаты с поправкой на инфляцию вырос лишь на 1,6% против роста на 4,9% по Беларуси.

По итогам 9 месяцев наниматели в ритейле уволили 76,5 тыс. человек, а приняли на работу 68,6 тысячи. Чистый отток кадров из ритейла составил 7,9 тысяч человек.

На каждую 1000 уволенных в отрасли в среднем приходилось по 896 принятых работников. Это хуже, чем по экономике в целом, где 1000 уволенных были замещены 910 принятых.

За 9 месяцев выручка крупных и средних предприятий отрасли в номинале выросла на 16,2%, но прибыль от реализации упала на 7,7%. Потребительская инфляция за 3 квартала к уровню 2020 года составила 9,2%. Это значит, что выручка в реальном выражении увеличилась только на 6,4%, а прибыль просела на 15,5%.

«Видимо, это связано с госрегулированием цен, которое в 2021 году охватило едва ли не половину товарной матрицы индекса потребительских цен», — отмечают banki24.by.

Средняя рентабельность продаж по ритейлу упала с 2,1% в 2020-м до 1,7% в 2021-м. При этом около 32% флагманов отрасли показали отрицательную рентабельность (убытки от продаж), а еще 50,2% – рентабельность в пределах 0-5%. Только 1,1% флагманов имели рентабельность не менее 20% и лишь 0,2% – не менее 30%. В целом по экономике указанные группы флагманов гораздо шире – 8,6% и 4,1% соответственно.

Суммарные долги флагманов ритейла на 1 октября достигли 10,479 млрд рублей и это максимальная сумма за весь период измерений.

Последнее в рубрике