Успех реформ зависит от системы ценностей
08.11.2021
Ольга Томашевская,  Белорусы и рынок

Успех реформ зависит от системы ценностей

Ценностная система белорусского общества и ее изменения — один из тех вопросов, которые актуализировались в связи с политическим кризисом в стране.

Многие эксперты утверждают, что глубинные причины конфликта между властью и обществом кроются именно в различиях на уровне ценностей и что дальнейшие изменения будут связаны с трансформацией ценностной системы.

Роль системы ценностей для экономических реформ и социальных изменений

Влияние ценностей на перспективы развития ситуации обсуждалось в частности на состоявшемся в начале октября IX Международном конгрессе исследователей Беларуси. В рамках дискуссии административный директор BEROC (Киев) Павел ДАНЕЙКО отметил, что события последних десятилетий в Центральной и Восточной Европе показывают: успех или неуспех экономических реформ в той или иной стране коррелирует с системой ценностей. Поэтому реализация одинаковых программ реформирования в разных странах давала разные результаты.

«Есть простые инструменты, когда речь идет об успехах или неуспехах в экономике. Это разрыв между странами ОЭСР и странами Центральной и Восточной Европы. Для сокращения этого разрыва нужно, чтобы средний ежегодный рост экономик данных государств составлял 3 %. Только две страны прошли этот барьер — Польша и Эстония. Две страны, которые провели кардинально разные реформы. Но в результате стечения обстоятельств, в результате напряженного внутреннего диалога там нашли решения, которые оказались более-менее оптимальными», — рассказал Павел Данейко.

При этом он отметил, что в Болгарии и Чехии одни и те же реформы привели к разным результатам, поскольку «ключевая штука — это трансформация ценностной системы».

По мнению социо­лога Геннадия КОРШУ­НОВА, вопрос о ценностях можно рассматривать шире — с точки зрения влияния не только на экономическое поведение людей, но и на социальную динамику. Ответы на вопросы о том, как изменилась система ценностей белорусского общества, помогут спрогнозировать, что ждет нас в ближайшие годы, каким может быть выход из политического кризиса и дальнейшее развитие общественных процессов.

Поэтому Геннадий Коршунов начал серию исследований, посвященных ценностным системам и их влиянию на экономические, политические и социальные изменения в разных странах. Недавно были опубликованы результаты первого исследования серии — «Беларусь и соседи. Динамика системы ценностей за последние 30 лет», проведенное для BEROC.

«Общество осознало, что оно хочет стать не объектом управления, а субъектом»

Главным результатом первого этапа исследования стало разделение всех стран мира на шесть групп в зависимости от того, как выстраивают приоритеты в своих системах ценностей их граждане. Первой группой является либерально-техницистская, в которую входят Германия, Австрия и Швейцария — страны, выбравшие рациональный либеральный путь. В 90-е годы к этой группе относилась и Беларусь, однако впоследствии она перешла во вторую группу, которую ученые назвали поставторитарной. Помимо Беларуси, в нее попали Россия и другие страны постсоветского пространства, а также Аргентина, Уругвай и ряд других. По мнению социолога, главная характеристика этих стран заключается в том, что они уже прошли некий этап авторитаризма и думают, в каком направлении двигаться дальше.

Также эксперт выделил религиозно-транзитную группу, в которую вошли Мексика, Колумбия, Пуэрто-Рико, Эквадор и другие страны, в основном католические: там религия находится на высоком, но все же не самом высоком месте в системе ценностей.

К четвертой группе, фундаменталистско-религиозной, отнесены в первую очередь исламские государства, где религия в системе ценностей играет одну из наиболее важных ролей. Пятая группа — самая немногочисленная, поскольку сегодня в нее входят только две страны, Китай и Вьетнам, и на данном этапе исследования ее назвали китайской.

Одной из самых больших групп стала шестая, консервативная. В нее вошли Турция, США и другие непохожие друг на друга страны, среди которых Кипр, Кыргызстан и Молдова. Важное место в системе ценностей этой группы занимает религия, а свободное время и политика находятся на последних местах. С точки зрения ценностей ей противостоит либерально-техницистская группа, где в системе ценностей сразу за семьей следуют друзья, свободное время и работа.

«Все, чего можно было ожидать, уже произошло»

Поставторитарную группу, к которой относится нынешняя Беларусь, социолог называет транзитной. Это означает, что входящие в нее страны могут менять ценностные установки и в результате переходить в другие группы. Наиболее вероятным выбором являются консервативная и либерально-техницистская группы.

Но как в последние годы менялись ценности белорусов и каковы перспективы перехода от авторитаризма к более прогрессивной системе? Самым главным на сегодняшний день является снижение патерналистских настроений. Об этом Геннадий Коршунов рассказал в интервью газете «Белорусы и рынок».

— Можно ли утверждать, что в последние годы в системе ценностей белорусов происходят существенные изменения?

— Конечно. События, происходящие в Беларуси с 2020 года, — закономерный результат изменений, который накапливался годами ценностной трансформации. Главное из того, что фиксируют ученые, — снижение уровня патернализма. Для любого общества это огромный шаг. Он означает, что большая часть белорусов перестала надеяться на государство, на то, что их кто-то защитит и накормит, и начала полагаться на себя.

Особенно ярко мы наблюдали это в первую волну COVID. Тогда общество смогло самоорганизоваться, само эффективно отреагировало на пандемию. Общественные инициативы по организации помощи больницам и поддержке врачей — прямой результат снижения патернализма. Организовать все то, что мы наблюдали в первую волну COVID, при отсутствии ценностных изменений было бы невозможно.

— Из ваших слов следует, что ценностные изменения в белорусском обществе являются фундаментальными…

— На самом деле главное, чего можно было ожидать, уже произошло. Произошли кардинальные изменения в массовом сознании, причем сразу по нескольким ключевым позициям. Общество осознало, что хочет, может и готово принимать решения, что оно способно стать не объектом управления, а субъектом.

Основная разница между противниками и сторонниками нынешней власти — сугубо ценностная. В то время как сторонников власти вполне устраивает, чтобы за них все решало государство, ее противники хотят отвечать за себя сами.

Такого рода установки вызревают долго и мало где проявляются, пока зреют. Но когда они становятся явными, они видны везде. Можно видеть антипатерналистские настроенияи на бытовом уровне и в организации локальных сообществ — дворовых, районных, профессиональных, а также в росте доли частного бизнеса в экономике. Однако до пандемии все эти процессы были скрытыми.

Последнее в рубрике