«Удовольствия от работы мы там не получаем». Топ-10 особенностей бизнеса с белорусами глазами россиян
23.11.2021

«Удовольствия от работы мы там не получаем». Топ-10 особенностей бизнеса с белорусами глазами россиян

Как на сотрудничество с белорусским бизнесом в рамках политики по импортозамещению (да и в свете всех прочих национальных особенностей) смотрят потенциальные партнеры?

Импортозамещение как одно из направлений государственной политики часто становилось темой публикаций белорусских СМИ. Рассматривалась эта проблема в основном изнутри: с точки зрения наших компаний, плюсов и минусов для них.

Взглянуть на себя со стороны позволяет исследование российских ученых. Его результаты представила Екатерина Потапцева, старший научный сотрудник Центра структурной политики (РАН) во время совместного семинара с BEROC (Киев). 

— Результат экономической интеграции достигнут, если можно говорить о партнерстве конечных звеньев экономики: сотрудничестве людей или предприятий, — говорит Екатерина Потапцева. — Однако сколько бы нам ни говорили, что у нас все отлично, статистические данные участия белорусского капитала в российских компаниях (на примере Свердловской области, которая стала объектом для исследования) говорят о том, что такое сотрудничество сокращается.  

В исследовании приняли участие 23 компании малого и среднего бизнеса, и все они сошлись во мнении, что белорусский рынок им интересен, но высокая роль государства в экономике и программа импортозамещения серьезно препятствуют совместным бизнес-проектам. 

Какие же особенности ведения бизнеса с белорусами российские бизнесмены назвали в первую очередь?

Высокий уровень подготовки, язык и менталитет решают 

Начнем с положительных моментов: россиянам удобно вести дела с белорусами из-за отсутствия языковых барьеров, общности менталитета. Респонденты отдельно отметили высокий уровень подготовки белорусских специалистов, особенно технических профессий, и нашу дисциплинированность.

Дороги и чистота — а куда же без них?

Многие собеседники признались, что им симпатична Беларусь в целом: все благодаря хорошим дорогам, высокому уровню сервиса, безопасности и чистоте.

Исторические факторы толкают в объятия друг друга 

Российские производители отлично понимают, что «советская» схема сборки конечного продукта до сих пор жива: порой белорусским предприятиям некуда идти за комплектующими, кроме как к ним.

Еще один исторический фактор, повлиявший на плотность белорусско-российского сотрудничества, — санкции в отношении России после событий в Украине. Россиянам стало интересно организовывать СП, чтобы обойти ограничения.

Транспортно-логистическая сфера в Беларуси на достойном уровне и отсутствие границ

Для россиян это достаточно весомые аргументы в пользу сотрудничества с нами. Особенно выигрышно они выглядят, если сравнивать Беларусь с Казахстаном.

Ограниченная емкость рынка в Беларуси охлаждает интерес к сотрудничеству

Именно эта особенность открывает список негативных факторов: белорусский рынок из-за своего объема никогда не будет в приоритетах для крупного российского бизнеса.

Высокая роль государства в экономике — и некоторым это даже нравится!

Часть респондентов признались, что повальное госрегулирование в Беларуси им на руку: тендеры прозрачнее, плановый подход позволяет прогнозировать объемы поставок, а поддержка госпредприятий превращается в устойчивый спрос на российскую продукцию.

Большинство участников исследования все же считают этот фактор негативным. По их мнению, это чревато низкой рентабельностью проектов, протекционизмом, отсутствием конкуренции, административной вседозволенностью, непредсказуемостью и пр.

Страх принимать ответственность и долгое принятие управленческих решений

«Они всего боятся», — отметили в отношении белорусов участники исследования.

Одновременно россияне посетовали на запрет увольнений с предприятий со стороны чиновников, негативное отношение к нововведениям, отказ эффективно отстроить производство и как результат — отставание в технологическом и техническом плане.

Забюрократизированность любого процесса

Излишние формальности, отказ от изменений, вплоть до самой мелочи — все это производные от боязни взять на себя ответственность.

Политика импортозамещения часто становится серьезным барьером

Так происходит, если у российского продукта есть прямой аналог белорусского происхождения. Участники исследования признали, что в таком случае выиграть тендер практически невозможно.

Раздражает российских инвесторов и еще один аспект импортозамещения: когда в производственном процессе приходится использовать местное сырье, что часто сказывается на качестве продукта. 

Наконец, введенная преференциальная поправка (когда у белорусского участника тендера есть преимущество в рамках 15% от цены перед иностранными конкурентами) и негласная политика покупать «свое» тоже не добавляют оптимизма.

Обратная сторона медали: высокая цена и низкое качество белорусской продукции

«В Китае дешевле в 25 раз», «абсолютно убитое предприятие» — цена и качество стали основными причинами, почему белорусские товары теряют позиции на российском рынке.

— Стоит отметить, что российскую действительность наши респонденты клянут не меньше. Лично меня впечатлила такая ремарка участника опроса: «После работы в Беларуси я понял, что у нас еще все в шоколаде. Правде, шоколад горький», —  с долей юмора резюмировала Екатерина Потапцева. — И все же все солидарны в том, что налаживать экономическое сотрудничество надо, независимо от политических курсов.

Последнее в рубрике