Ученые: творчество не мотивирует креативный класс к труду
09.09.2021

Ученые: творчество не мотивирует креативный класс к труду

Главное — деньги и социальные гарантии.

Социологи из НИУ ВШЭ и Online Market Intelligence (OMI) Евгения Балабанова и Кристина Попкова изучили, как «эстетическое» и «рыночное» взаимодействуют в мотивации к занятию креативными профессиями. Противоречат они друг другу или дополняют? Что побуждает творить, а что заставляет эмоционально выгорать?

Результаты исследования опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены».

Творческую деятельность исследователи обозначают как «вид трудовой деятельности, направленный на создание уникального продукта творческого труда» — понятие, опирающееся на трактовку американского социолога Эверетта Хьюза.

Под творческим работником понимают «любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя тем самым в их воссоздании». Эта формулировка из рекомендации ЮНЕСКО 1980 года и ряда международных и российских правовых актов.

Уточнения важные, поскольку единых подходов к определению творческих отраслей нет, как и всеобщего признания их уникальности.

Использовались данные 2019–2020 годов, полученные на двух этапах исследования — качественном (глубинные интервью) и количественном (массовый анкетный онлайн-опрос). Всего было проинтервьюировано 23 работника театральной и архитектурно-дизайнерской отраслей Москвы и Новосибирска: актёры, режиссёры, художественные руководители, архитекторы и дизайнеры. На вопросы анкеты ответили 302 человека — творческие сотрудники из сфер театра, архитектуры, дизайна, кино, ТВ, издательской, музыкальной и арт-индустрии. Большинство из них (59%) — жители региональных центров, значительная часть (41%) — из Москвы и Санкт-Петербурга.

Интервью позволили увидеть особенности системы труда и менеджмента в творческом коллективе, сформировать список проблем, с которыми сталкиваются сотрудники, и рабочие условия, которые они считают необходимыми. По результатам массового опроса, исследователи выстроили все эти факторы по значимости и влиянию на мотивацию.

Что получили?

Главным условием для творчества как профессии названа свобода в формировании целей работы. Обязательной для себя ее посчитали 76% опрошенных.

На втором месте — единомышленники. Трудиться в их окружении хотят 63%. Это значительно важнее, чем выбирать рабочий режим или не чувствовать контролирующего ока вышестоящих.

Автономию в вопросах трудового графика как непременное условие рассматривает только каждый четвертый (23%). Отсутствие жесткого контроля со стороны руководства волнует еще меньше — лишь каждого пятого (19%).

Что касается основных проблем, то каждому пятому (19%) не хватает ресурсов для воплощения идей. Примерно столько же (17%) испытали высокую конкуренцию при трудоустройстве или поиске заказчика.

На третьем месте — необходимость учитывать запросы потребителей в ущерб собственному замыслу. Впрочем, об ограничениях свободы творчества клиентами — их пожеланиями, критикой или неадекватным финансированием, говорят не так часто.

«Это ​свидетельствует о том, что большинство воспринимает ориентацию на рынок как естественные рамки, не чувствуя жесткого давления и конфликта «эстетического» и «экономического», — поясняют исследователи.

Интервью показали, что в творческом мире сильна зависимость от субъективного мнения руководителя, которое «рулит» при отборе сотрудников, оценке их способностей и результата труда. На этапе опроса выявилась и «зарплатная» зависимость: у трети его участников (32%) размер оплаты регулируется личными отношениями с начальством.

Большинство (66–67%) считают, что их заработок привязан к объемам и итогам работы. Приблизительно столько же находят его справедливым (65%) и адекватным (63%) этому. Однако отметивших несправедливость и неадекватность тоже достаточно — почти каждый пятый.

Удовлетворенность размером собственной зарплаты 15% оценили на «тройку» по пятибалльной шкале, 34% — на «единицу» и «двойку». Немало, но не в сравнении с общероссийскими показателями.

В рейтингах неудовлетворенности россиян работой уровень вознаграждения лидирует, в то время как у творческих людей на первое место вышло социальное обеспечение: соцпакетом по месту работы недовольны 44%.

32% не удовлетворены перспективами карьерного роста, 27% — коммерческой окупаемостью проектов, столько же — стабильностью и надёжностью рабочего места. Каждому четвёртому (25%) не хватает возможности влиять на окружающих.

Меньше всего проблем вызывают контакты с коллегами и начальниками: недовольных здесь 4%, для 85% трудностей не существует. При этом сам коллектив, точнее, коллективный труд — фактор, повышающий удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Казалось бы, творческий человек — натура индивидуальная, но анализ данных подтвердил: удовлетворенность выше «в условиях оплаты по результатам групповой работы» и ниже, если оплата привязана к личным достижениям или отношениям с руководством.

Зависимость зарплаты от личных отношений с руководителем может толкать к ненормированной занятости — в выходные, сверх дневной нормы или прямых обязанностей. Это одна из форм так называемого надролевого поведения, через которое тоже проявляется мотивация к работе, причём весьма заметно: повышенную нагрузку готовы нести до 72% творческих сотрудников.

Еще одна форма — «голос работника», то есть участие в выявлении проблем в компании и действия по изменению сложившихся правил. В условиях зависимости от начальства и его субъективности открыто критиковать рискованно, нужны серьёзные причины, «наличие ресурсов и уверенность в себе». Судя по опросу, это есть меньше чем у половины: высказывали замечания руководству 42%, спорили и отстаивали свое мнение 50%.

Творческая деятельность часто приводит к перегрузкам, справляться с которыми непросто. К концу трудового дня 23% работников чувствуют физическое и моральное истощение. Почти 30% планируют сменить место работы или стать самозанятыми. Еще какая-то часть, возможно, на пороге такого решения: 32% ответили на «тройку» по шкале от 1 до 5, то есть не сказали ни «да», ни «нет».

«Когда я просыпаюсь утром, мне хочется идти на работу» — 52% с этим согласны, но 25% — нет. То есть для каждого четвертого актуально эмоциональное выгорание.

Однако для планов покинуть компанию или проект выгорание не главное. Ведущая роль опять у «зарплатных» факторов — несоответствия оплаты результатам труда и «“растворения” индивидуального вклада» в общих показателях организации. В том же ряду — недобросовестность заказчиков, а вот критика от них имеет обратный эффект.

Она не повышает, а снижает уровень эмоционального выгорания и желания оставить работу, говорят учёные, объясняя это тем, что «критика — естественный,​ неотъемлемый элемент творческого процесса».

Вовлеченность в профессиональную деятельность тоже «предсказывается» материальным. Она стимулируется воспринимаемой справедливостью размера заработков, а снижается из-за конфликтов с коллегами и — неожиданно — наличия в компаниях практик повышения квалификации.

«Формальные обучающие мероприятия плохо воспринимаются творческими работниками, приводя к лишней нагрузке и не обеспечивая развития действительно ценных навыков и качеств», — предположили авторы исследования.

Таким образом, основной итог: нормативные представления о творческой занятости и ее реальное воплощение не сходятся, а побуждает к ней в первую очередь не то, с чем мы привычно ассоциируем профессионалов от творчества. «Ведущую роль для удовлетворенности трудом, вовлеченности, эмоционального выгорания, намерений сменить работу играют аспекты, связанные с удовлетворением материальных потребностей и воспринимаемой справедливостью в оплате труда. Факторы самореализации и автономии, приоритетные в интервью, в массовом опросе в основном остались незначимыми», — резюмируют ученые.

Последнее в рубрике