Три главные проблемы, мешающие Беларуси диверсифицировать экспорт
05.09.2019
Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны

Три главные проблемы, мешающие Беларуси диверсифицировать экспорт

На совещании по вопросам развития экономики Александр Лукашенко напомнил, что Беларусь движется в направлении диверсификации рынков сбыта очень медленно, отметив, что это – «главнейшая основная задача».

Почему же она никак не решается?

Первая причина:  Модель управления госсобственностью

Экономист, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук предлагает вспомнить, кто де-факто является собственником всех активов, которые могут обеспечить развитие в этом направлении.

— В Беларуси построена система тотальной безответственности: когда главные решения принимаются на уровне министерств, исполкомов и госконцернов, когда чиновники, распоряжаясь чужими деньгами и активами, не в состоянии работать на перспективу, управлять рисками и думать так, как это делает частный собственник. И главное — когда государство традиционно оплачивает их ошибки и долги. Так создается, что называется, моральная угроза, — объясняет Ярослав Романчук.

Заниматься диверсификацией рынков сбыта отечественных товаров и услуг крайне сложно, если руководители предприятий, секторов экономики и ведомств заботятся, в первую очередь, о валовых показателях, формальных выполнениях цифр, а не о качестве продукции.

— У нас, возьми хоть 1995 год, хоть 2019-й, расширение частного сектора за счет приватизации и создания лучших условий стоит лишь формально. Отсюда и торможение не только по диверсификации, но и по гораздо более серьезной системной задаче – достижению 100 миллиардов долларов ВВП к 2025 году, — говорит экономист.

Эксперт считает, что в рамках существующей экономики и модели ее управления трансформировать экспорт, снижая зависимость от российского рынка, не получится.

1

Вторая причина: «Бедная» структура экспортной корзины

— Начинать диверсифицировать экспорт нужно с дифференциации его структуры, — подчеркивает доктор экономических наук, профессор Борис Желиба.

Но больше половины видов товаров, которые Беларусь поставляет на внешние рынки, составляют всего три товарные позиции. До трети валютной выручки дают нефть и нефтепродукты. Чуть больше десятой части – удобрения, во главе с калийными. И около 7-8% − мясомолочная продукция, которая почти вся идет на российский рынок.

— В свое время министр иностранных дел Владимир Макей предложил грамотную формулу: прийти к тому, чтобы треть товарооборота приходилась на Евросоюз, треть — на Россию и еще треть — на страны «дальней дуги», — отмечает Борис Желиба. — Было время, когда экспорт в страны Евросоюза увеличился. Но потом позиции восстановились: на Россию по-прежнему приходится примерно половина товарооборота, на страны ЕС идут в основном нефтепродукты, а в страны «дальней дуги», в частности в Китай, Индию и Бразилию — в основном удобрения. И эта структура никак не меняется.

Кстати, в первой половине 2019 года экспорт товаров и услуг снизился на 2,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

«Завоевать» новые рынки только этими товарными группами крайне сложно. Сделать это возможно через появление в экспортной корзине новых товаров и рынков.

1

Третья причина: Низкая конкурентоспособность отечественной продукции

Успешней конкурировать Беларусь сможет после того, как сильно поднимет технический и технологический уровень производства.

— Для этого нужны прямые иностранные инвестиции и внедрение современных технологий, которые идут с Запада, а не из России или Китая, — считает Борис Желиба.

Однако в этом направлении прогресс практически не заметен – западные инвестиции идут в основном в виде банковского капитала, а не на производство. 

К примеру, Беларуси было бы выгодно увеличить долю машиностроения в экспорте. Но для этого нужны большие усилия, средства и качественно новые технологические решения.

— Общеизвестно, что на рынке любой страны пробиться трудно. А в такой сложной технической отрасли, как машиностроение, мы уже проигрываем даже по поставкам МАЗа в Россию местному КАМАЗу и другим производителям, − отмечает профессор.

Чтобы повысить конкурентоспособность отечественной продукции, эксперт считает важным сотрудничать со всеми странами, которые могут предложить современные технологии. В вопросах же привлечения инвесторов и движения в сторону диверсификации структуры и логистики экспорта не обойтись без улучшения инвестиционного климата, снижения барьеров для бизнеса, гарантий защиты частной собственности и невмешательства государства в дела предприятий.

Почему Беларуси нужно бежать быстрей остальных, чтобы оставаться на месте

Последнее в рубрике