Тренд будущего: почему совместное и вторичное потребление станет нормой
01.11.2019

Тренд будущего: почему совместное и вторичное потребление станет нормой

Веками доступ к комфорту, роскошным и экзотическим покупкам был синонимом богатства. Сегодня обеспеченные люди первыми задумываются о последствиях массового производства, загрязнения окружающей среды и выбросах углекислого газа.

Они создают тренд на экологическое потребление: покупают люкс в секонд-хэндах, отказываются от частных перелетов и выбирают сезонные продукты у небольших местных поставщиков.

В чем тренд?

Экологичность производства и оставляемый экослед становятся критерием любого повседневного выбора: одежды, автомобилей, целей для путешествий, авиакомпаний и даже банка. Продукты должны быть сезонными и региональными, товары — хотя бы частично из переработанных материалов, пластик и одноразовая упаковка — табу, а техника должна работать на уровне электропотребления не ниже класса А.

По данным World Business Council for Sustainable Development, в развитых странах потребители даже готовы отказаться от некоторых товаров и услуг, если не найдут их наименее вредящий экологии аналог. Кроме того, покупатели хотят быть уверены, что производители товаров обеспечивают своим сотрудникам достойные условия и оплату труда.

На этом фоне разворачивается настоящая борьба за экопотребителя, ведь осознанный подход к потреблению подразумевает в первую очередь меньше покупок. Маркетологи, которые последние несколько лет пытаются приручить миллениалов, признают: прежние стратегии продвижения, продающие статусность, перестают работать с новым поколением. Для миллениалов социальная позиция и экологическая осознанность компаний не менее важны, чем качество товаров и услуг.

Как возник тренд?

Десятки лет ученые били тревогу по поводу ухудшения экологии — и их наконец-то услышали. В 2015 году 216 государств присоединились к Парижскому соглашению ООН, по которому обязуются снизить углеродные выбросы и удержать глобальное потепление, пока это еще возможно.

Если этого не сделать, высока вероятность, что мы еще при нашей жизни станем свидетелями настоящей экологической катастрофы. Затопления городов, засуха, цунами, голод, массовая миграция, развитие новых хронических болезней, недостаток чистой питьевой воды и опустынивание — всё это не сюжеты постапокалипсиса, а вполне вероятный сценарий развития событий. ООН предсказывает такой вариант уже в 2040 году, если глобальные выбросы углекислого газа не снизятся к 2030 году на 45% и не достигнут нуля к 2050-му, считают ученые.

Интерес к «зеленой» повестке связан не только с угрозой экологической катастрофы, но и с ростом экономического благополучия. В эпоху «постматериалистических» ценностей люди в целом проявляют больше сознательности — личной, гражданской, политической — и готовы активно эти ценности защищать.

Что внутри?

Zero waste. Философия сокращения своего экологического следа и вреда окружающей среде с помощью безотходного образа жизни. Вот пять основных принципов zero waste: откажитесь от пластиковой упаковки, сократите потребление, используйте переработанные материалы, перерабатывайте мусор (бумагу, металл и стекло), компостируйте биоотходы.

Свопы. Вечеринки с экосмыслом продвигают культуру безвозмездного обмена лишними вещами: одеждой, техникой, предметами интерьера и т. п. В основе лежит всё та же идея: обходиться меньшим количеством вещей и не иметь ничего сверх необходимого.

Вторичное использование. Производители одежды, в том числе и премиальные бренды, сотрудничают с секонд-хендами. Кофейни и супермаркеты предлагают многоразовые стаканчики для кофе и авоськи вместо пакетов. Производители мебели предлагают возвращать пришедшие в негодность вещи на переработку.

Локальное и сезонное потребление. Сознательные покупатели уже отказываются от авокадо и голубики, доставленных в Европу на самолетах из Латинской Америки (один трансатлантический перелет выбрасывает в атмосферу более 2 тонн СO2), в пользу сезонных продуктов, выращенных поблизости (кстати, о преимуществе такого питания уже давно говорят врачи).

Отказ от мяса. Массовое производство мяса, по оценкам экспертов, один из рекордсменов по выбросу метана, ускоряющего глобальное потепление. В связи с этим обеспокоенные состоянием экологии потребители едят мясо не ежедневно, а два-три раза в неделю (что, опять же, совпадает с рекомендациями ВОЗ).

Пересадка на поезда и бум регионального туризма. Налоги на выбросы углекислого газа и дизель — вопрос времени, в странах ЕС — ближайших пары лет. Экологичной альтернативой становятся поезда. А если приходится лететь, даже королевские особы теперь выбирают эконом-класс вместо частных джетов, потому что чем больше пассажиров за раз перевозит рейс, тем меньше углеродный след каждой частной поездки.

Что будет завтра?

Государства будут соблюдать взятые на себя в Парижском соглашении обязанности и начнут принимать конкретные меры, снижающие вред производства и выхлопы углекислого газа до минимума. Меняться придется и конечным потребителям: Евросоюз уже запретил продажу пластиковых бутылок с 2021 года, следующая ожидаемая мера — повышение налогов на бензин и дизель. Совместное и вторичное потребление станет нормой.

Как использовать тренд по максимуму?

На потребительском уровне — пересмотреть свои привычки и внести вклад в сохранение планеты уже сегодня. Что касается бизнеса, перестройка мировой экономики открывает огромные возможности для инноваций буквально во всех сферах. Представьте, что наше потребление будет буквально придумано заново: новый экоориентированный бизнес станет основой экономики завтрашнего дня.

Sharing economy, zero waste, осознанное потребление и экологическая ответственность — логичное и закономерное следствие глобализации и роста благосостояния населения. Эти тренды влияют на любой бизнес, мы, например, давно отказались от ненужной полиграфии и документов.

Что вреднее для окружающей среды — пластик или бумага?

Последнее в рубрике