«Темпы роста ВВП будут ниже потенциала». Где экономике искать точки роста?
09.12.2019
Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны

«Темпы роста ВВП будут ниже потенциала». Где экономике искать точки роста?

Сколько Беларусь недосчитается из-за российского налогового маневра и что в таком случае ждет отечественную экономику?

В результате налогового маневра в России Беларусь нефть для Беларуси существенно подорожает, упадут доходы от «перетаможки», а бюджет недосчитается сначала десятков, а потом и сотен миллионов долларов.

— Если бы не было маневра, то в этом году тонна нефти для нас стоила бы на 19 долларов дешевле, а в 2024 году – на все 105,5, − отметил директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик на презентации экономического прогноза.

По этой же причине белорусские НПЗ будут сокращать экспорт нефтепродуктов, если в 2018 году он был почти 12 миллионов тонн, то в 2019-м – на 1 млн меньше, а в 2023 — сократится до 8,3 миллионов тонн.

В то же время будут снижаться таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты. Уже в этом году пошлина за тонну нефти меньше на 19,2 доллара, а на нефтепродукты – на 11,5, чем они были бы без налогового маневра.

1
Источник: презентация Исследовательского центра ИПМ

Всего из-за российского налогового маневра за пять лет Беларусь потеряет почти 9,3 миллиардов долларов потенциальных доходов.

Рост экономики будет скромным

Исследовательский центр ИПМ дал чуть более оптимистичный экономический прогноз,  чем последние оценки Всемирного банка: в 2019 году рост ВВП составит 1,2%, в 2020-м − 1%, а 2021-м − 0,8%. Эти показатели будут актуальны в случае базового сценария. Если Москва не компенсирует Минску последствия своего налогового маневра, Минфин сможет продолжать рефинансировать 75% ежегодных обязательств по госдолгу, а с 2020 года прекратятся доходы от «перетаможки» 6 миллионов тонн нефти.

− Темпы роста ВВП будут ниже своего потенциала. Также мы ожидаем смягчения монетарной политики, чтобы противостоять негативным внешним шокам. Белорусский рубль будет ослабляться, сейчас он несколько переоценен, − отмечает директор Исследовательского центра ИПМ.

Какие прогнозы дают эксперты по поводу роста белорусского ВВП

Курс рубля к концу этого года, по оценкам экспертов, особо не изменится: 2,1 рубль за доллар. К концу 2020 года −  2,2 рубля, а 2021 год завершится соотношением 2,4 рубля за один доллар.

В конце 2019 года средняя зарплата достигнет 1116 рублей, в 2020 − 1257 и в 2021 – 1367.

− По номинальным показателям последние 10 месяцев рост зарплат превышает рост производительности труда. Ключевая причина – в возросших проблемах на рынке труда, во внутренней и внешней миграции. Государство и частные работодатели конкурируют за работников с Минском, с другими странами и поэтому вынуждены повышать зарплату. Есть еще предвыборная риторика, хотя она касается только бюджетников и пенсионеров, − говорит Александр Чубрик.

1
Источник: презентация Исследовательского центра ИПМ

Как среди бизнеса, так и среди населения, растет число ожидающих ускорения роста цен.

− С одной стороны есть неопределенность в отношениях с Россией, с другой − мы постоянно слышим, что зарплаты растут быстрей производительности, с третьей –что надо повышать пенсии и зарплаты бюджетникам. А каждый белорус знает, чем это заканчивается, − объясняет инфляционные ожидания эксперт.

Валютный долг продолжит оставаться дорогим. Сейчас совокупный валютный долг достигает 50% от ВВП, а обслуживание только внешнего долга обходится дороже, чем платежи по основному.

Внешние условия не помогут белорусской экономики почувствовать себя лучше. Останется смириться со скромным движением вперед либо взяться за трансформации, которые оживят экономику.

Длинный список проблем и изменений

Старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC, ассоциированный эксперт Исследовательского центра ИПМ Дмитрий Крук рассказал Завтра твоей страны, какие точки способны в среднесрочной перспективе дать экономике толчок для более активного роста.

Комплекс мер по созданию условия для экономического роста он делит на два сегмента: устранение недостатков и накопленных в экономике проблем, а также реализация целенаправленной политики формирования механизмов роста.

− Из первой части главным я бы выделил нормальный суд. Хоть это может и звучать не очень по-экономически, но судебная система крайне важна для реализации многих других пунктов, − отмечает эксперт.

Второй пункт – «включение» закона о банкротстве, который на бумаге существует, но, во-первых, редко работает, как задумано, во-вторых, есть нормативные барьеры для того, чтобы закон применялся в отношении средних и крупных предприятий.

Следующий пункт – сегментация госпредприятий, которая поможет понять, кто из них на каком свете находится.

− Вполне допускаю, что многие из них живые, но многие уже относятся к живым трупам. К этим зомби должен применяться закон о банкротстве. А среди живых надо выяснить, какие выполняют некие стратегические функции, чтобы оставить их в госсобственности. В отношении других надо будет вести речь о приватизации, которую можно реализовать разными путями, − говорит Дмитрий Крук.

Эксперт считает важным создание вторичного рынка капитала, чтобы ввести в экономический оборот имущество, которое накопилось у неэффективных госпредприятий. Параллельно будет стоять вопрос решения проблемы плохих долгов. А также изменения бюджетной политики, устранения перекрестного субсидирования, поддержки из бюджета отдельных предприятий и отраслей экономики.

Все эти действия усложнят положение многих работающих в госсекторе. Система социальной поддержки тоже потребует перенастройки.

− То, что идет сегодня на поддержку госпредприятия по тем пунктам, которые я перечислил, можно направить на прямые компенсации тем, кто будет нести потери от реализуемых изменений, − отмечает Дмитрий Крук.

Как только решение накопившихся проблем продвинется до точки невозврата, можно будет взяться за создание условий для реализации потенциала роста.

− Здесь на первое место поставлю образование – нужны кардинальные изменения всей системы, потому что здесь у нас есть серьезные проблемы, а перспективы развития экономики на образование сильно завязаны, − подчеркивает эксперт.

Второй по важности пункт – децентрализация и устранение избыточных функций государства.

Третье направление действий − создание условий для фондового рынка. Что будет сделать достаточно легко после того, как расчистятся существующие ныне диспропорции, отмечает экономист.

Два сценария, оба — не слишком оптимистичные. Что ждет экономику Беларуси?

Последнее в рубрике