Станет ли Россия премиальным рынком для белорусского топлива?
14.10.2020
Татьяна Манёнок, Белрынок  

Станет ли Россия премиальным рынком для белорусского топлива?

Россия с 1 октября сняла запрет на импорт автомобильного топлива и, таким образом, открыла для белорусских нефтепродуктов еще один емкий рынок. Означает ли это, что теперь у Беларуси появился еще один премиальный рынок для экспорта отечественного моторного топлива, равный украинскому?

Российские нефтепродукты стали дороже зарубежных

Российский рынок стал премиальным для импортных нефтепродуктов и прежде всего для белорусских нефтепродуктов в апреле 2020 года на фоне обвала мировых цен на нефть.

Причина премиальности – в налоговой составляющей российского топлива, которая базируется на обратном акцизе на нефть с демпферной составляющей. Сам механизм демпфера был рассчитан на диапазон цен 40–70 долларов/баррель. При высоких ценах на нефть этот инструмент использовался как мощный стимул для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. А при низких ценах он стал фактически дополнительным налогом для нефтяников.

Падение мировых цен на нефть привело к тому, что нетбэк (экспортная цена минус вывозная пошлина и расход на транспортировку) для российских компаний оказался ниже заранее определенной правительством на год вперед условной цены. В такой ситуации российские НПЗ должны уплачивать в бюджет отрицательный демпфер – специальную надбавку к обратному акцизу, который служит вычетом из общей налоговой базы. В условиях, когда нетбэк выше условной цены, демпфер становится положительным и фактически выплачивается НПЗ из бюджета – в виде налогового вычета. Так государство компенсирует нефтяной отрасли недополученную прибыль из-за постепенного снижения экспортных пошлин в рамках налогового маневра.

Подешевевшая нефть и упавший спрос на топливо в мире привели к тому, что российские нефтяные компании были вынуждены платить в бюджет обратный акциз и демпфер. Из-за этого российские нефтепродукты стали дороже зарубежных, а российский рынок – выгодным для импортного топлива.

Эта ситуация была выгодна прежде всего для белорусского автомобильного топлива, так как белорусские НПЗ могут закупать более дешевую российскую нефть, но при этом, в отличие от российских компаний, не должны платить налоги в российский бюджет.

В апреле 2020 года, когда российский рынок стал премиальным для белорусских нефтепродуктов, спецэкспортер Белорусская нефтяная компания (БНК) после длительного перерыва с конца 2018 года возобновила продажу нефтепродуктов на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). По данным агентства Argus, в апреле 2020 года продажи моторного топлива в Россию приносили БНК на 100 долларов за тонну больше, чем поставки в направлении латвийского порта Вентспилс.

В результате за 5 месяцев поставки белорусских нефтепродуктов в РФ увеличились в 11,74 раза к аналогичному периоду 2019 года до 184,4 тыс. тонн, а валютная выручка увеличилась в 4,92 раза до 63,348 млн долларов. Отметим, что за весь 2019 год поставки белорусских нефтепродуктов в Россию снизились на 12% к уровню 2018 года до 67,3 тыс. тонн, выручка от экспорта снизилась на 19% до 44,3 млн долларов.

По данным Российского топливного союза, покупателям белорусский бензин с учетом доставки обходился на 500 рублей за тонну дешевле, чем российский. Его покупателями стали южные регионы, Калининградская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также приграничные Смоленская и Брянская области.

По словам трейдеров, в мае 2020 года поставки белорусского бензина позволяли балансировать спрос и предложение на бирже и сдерживать рост оптовых цен.

Россия защитилась от белорусского топлива

Однако уже с 1 июня 2020 года Россия ввела запрет на ввоз импортных нефтепродуктов, чтобы поддержать отечественные НПЗ в период резкого падения спроса на фоне пандемии коронавируса. Многие эксперты отмечали, что запрет был направлен в основном против белорусского топлива.

В конце июля Минэнерго и ФАС РФ заявили, что с учетом восстановления спроса на внутреннем рынке считают возможным отменить запрет на ввоз в страну автомобильного топлива. Однако Министерство финансов РФ не согласилось с этим, опасаясь выпадающих доходов бюджета.

Запрет был снят, как и планировалось, только 1 октября – после того, как внутренний спрос на нефтепродукты восстановился. Уже в июне производство бензина в России выросло на 32% в сравнении с маем до 3,1 млн тонн. При этом отгрузка бензина на внутренний рынок выросла на 39%, до 2,8 млн тонн, а экспорт снизился в два раза. Поскольку на внутреннем рынке РФ сложился профицит, чиновники уверены, что открытые рынка для импорта топлива не сможет обрушить цены на АЗС.

БНК возобновила поставки нефтепродуктов в РФ

Отмена в РФ запрета на импорт бензина сделала привлекательным импорт, в первую очередь из Беларуси.

Глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников 8 октября сообщил, что БНК с 1 октября поставила через биржу порядка 10 тыс. тонн автомобильного топлива в Россию. «Белорусским коллегам наш рынок интересен», – цитирует Рыбникова агентство ТАСС.

Между тем БНК уже начала процесс контрактования объемов на 2021 год. В последние годы приоритетным рынком для БНК традиционно была Украина.

В прошлом году доля Беларуси в балансе украинского рынка бензина составила 36% (691 тыс. тонн), дизтоплива – 35,4% (2,474 млн тонн), битума – 52% (329 тыс. тонн). За 8 месяцев этого года в Украину было поставлено 538 тыс. тонн белорусских бензинов (+14,2% к аналогичному периоду 2019 года) и 1,275 млн тонн дизтоплива (минус 8,4%). Это 36,7% и 27% соответственно в балансе украинского рынка бензина и дизтоплива.

Белорусские НПЗ продолжат поставку нефтепродуктов в Украину в рамках подписанных договоров, а также рассчитывают на расширение сотрудничества с украинскими компаниями, отметил недавно заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем «Белоруснефти», председатель наблюдательного совета ЗАО «БНК» Сергей Каморников.

Сейчас около 90% белорусских нефтепродуктов поступает в Украину по долгосрочным контрактам, которые действуют до конца 2020 года.

«С украинскими компаниями проведен первый раунд переговоров, все происходит в конструктивном русле, мы заинтересованы сохранять позиции на украинском рынке», – цитирует портал enkorr Каморникова.

В то же время, по его словам, в этом году процесс контрактования сопряжен с рядом рыночных изменений, обусловленных, в частности, увеличением спроса на белорусское топливо со стороны России.

По оценкам БНК, в России сохраняется благоприятная ценовая конъюнктура для поставок белорусских бензинов и дизтоплива. «Переработка там серьезно снизилась, рынок дает отличные цены, притом и на бензин, и на дизтопливо. Думаю, этот фактор может оказать влияние и на объемы, и на цены белорусского топлива в Украине», – сказал Каморников.

С 1 по 5 октября БНК продала в Россию более 25 тыс. тонн дизтоплива. При этом, как сообщил Каморников TUT.BY, премиальность продаж на российском рынке выше, чем при поставках на украинский рынок.

По его словам, до конца 2020 года БНК видит возможность поставки в Россию около 50 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц. Небольшой объем объясняется тем, что у БНК ранее заключила долгосрочные обязательства по поставкам в Украину, Польшу и страны Балтии. «В целом – это рыночный процесс. Будет спрос готовы поставлять в Россию больше», – сказал Каморников.

Отрицательный демпфер – стимул для белорусского топлива на российском рынке

Между тем российские эксперты отмечают, что снижение цен на мировых нефтяных биржах привело к дополнительному увеличению налогового бремени на российских нефтяников: топливный демпфер, который начал было снижаться, снова вырос.

По данным Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), которые опубликованы на портале «Нефть и Капитал», значение демпфирующего коэффициента для бензина в сентябре составило минус 4075 рублей/т по сравнению с минус 4062 рубля/т в августе. Демпфер для дизельного топлива в сентябре снизился до минус 6929 рублей/т с августовских минус 4529 рублей/т, сообщает агентство Argus Media. Отрицательные значения показывают, что плательщиками демпфера выступают нефтеперерабатывающие компании, а получателем – бюджет.

Неудивительно, что на фоне падения нефтяных цен (в сентябре основные индикативные сорта нефти впервые с апреля показали снижение по итогам месяца) котировки топливных контрактов СПбМТСБ пошли вверх. За последнюю неделю сентября бензин АИ-92 в Европейской части России подорожал с 45724 рублей/т до 47917 рублей/т, АИ-95 – с 47307 рублей/т до 50138 рублей/т. Дизельное топливо (летнее) при этом подорожало с 42503 рублей/т до 44481 рубля/т.

В то же время розничные цены на автомобильное топливо в РФ практически не меняются. Их рост цен сдерживает позиция Минфина, который в рекомендательном порядке ограничивает цены официальной инфляцией.

По данным Центробанка РФ, накопленная с начала года инфляция составляет 2,95%. Это приводит к минимизации маржи для розничных продавцов. В период максимальных цен на бирже летом этого года по отдельным видам топлива доходность даже становилась отрицательной. Сейчас, по словам участников рынка, сохраняется минимальная доходность – около 3 рублей/л. Однако как долго продлится это неустойчивое равновесие, никто не берется предсказать.

При этом спрос на топливо в России стагнирует, поэтому практически вся добавленная продукция направляется на экспорт. В 2019 году экспортировалось 44% дизтоплива и 10% бензина российского производства.

Закроет ли РФ опять свой рынок?

Отмена запрета на импорт моторного топлива в РФ не отразится на розничных ценах, так производственные мощности НПЗ превышают потребности рынка, а динамика цен не превышает инфляцию и нет оснований для того, чтобы цены росли быстрее, считают эксперты. При этом высокая конкуренция производителей бензина и сетей АЗС не позволяет кому-либо повышать цены против конкурентов, а за возможным сговором следит ФАС.

«В настоящий момент конъюнктура в рамках оптового сегмента достаточно спокойная, взрывных событий не происходит, соответственно, вряд ли увеличение предложений скажется на ценах», – отмечает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Андрей Цариковский.

В то же время аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что рост поставок бензина из Беларуси увеличит конкуренцию на российском рынке и будет способствовать снижению цен, по крайней мере в центральной части России.

«Беларусь со своим дешевым бензином могла бы временно занять до четверти рынка приграничных областей (Смоленская, Псковская, Брянская). Снижение цен на местных заправках составило бы до 7%», – считает аналитик компании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.

Эксперты считают, что к практике нового запрета на импорт топлива в РФ могут вернуться в случае сильного падения цен на нефть и спроса на нее. То есть если повторится ситуация высокого демпфера, что опять даст необоснованное преимущество импорту.

Вот почему сейчас в РФ говорят о том, что необходимо внести изменения в законодательство, чтобы величина акциза на импортное топливо увеличивалась на величину демпфера. В этом случае импортеры будут находиться в равных условиях с внутренними производителями и не потребуется вводить запреты.

Между тем, напомним, летом этого года российский Минфин пожаловался в Минэкономразвития РФ на то, что белорусские ставки акцизов на автомобильное топливо не соответствуют требованиям ВТО и договору о ЕАЭС. При этом российская сторона обратила внимание не только на то, что Беларусь нарушает евразийские договоренности, но и грозила белорусским властям процедурами, которые она может применить как член ВТО.

Напомним, в феврале 2020 года акцизы на автомобильное топливо в Беларуси были повышены для импортеров в 4 раза, в то время как для белорусских НПЗ они остались прежними. Белорусская сторона таким образом попыталась защитить внутренний рынок от импортного топлива и стимулировать давальческую переработку.

Как видим, в свое время аналогичным образом поступила и РФ, когда из-за падения спроса на внутреннем рынке ввела запрет на импорт автомобильного топлива с июня по октябрь 2020 года. Теперь свой запрет РФ сняла, но снимет ли она свои претензии к налоговым правилам в нефтянке, – вопрос.

Для справки: По данным ФТС, Россия импортирует относительно небольшой объем автобензина: в 2019 году было ввезено около 1 тыс. тонн, дизтоплива – 62 тыс. т (+7,5% к уровню 2018 года.). В первом квартале 2020 года ввоз дизельного топлива вырос в 4 раза до 40 тыс. тонн. Всего за восемь месяцев 2020 года в РФ было произведено до 25,7 млн тонн автобензинов, что выше уровня 2019 года на 3,6%. В августе выпуск топлива увеличился на 1,8% до 3,63 млн тонн. Поставки на внутренний рынок выросли на 1,9% до 3,37 млн тонн. В январе–августе экспорт нефтепродуктов из РФ вырос на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года до 93,508 млн тонн, а в денежном выражении снизился на 30,9%, до 30,378 млрд долларов.

Последнее в рубрике