Сотрудничество ЕС и Беларуси: назад в будущее
01.09.2020
Мария Садовская, Белорусу и рынок   

Сотрудничество ЕС и Беларуси: назад в будущее

Решения саммита Европейского союза могут вернуть отношения с белорусскими властями на двадцать лет назад, но посылают важный сигнал солидарности с белорусским обществом.

На внеочередной видеоконференции 19 августа лидеры стран ЕС договорились об общей реакции на прошедшие 9 августа выборы президента Беларуси и последовавшую за ними беспрецедентную волну арестов, сопровождавшуюся насилием в отношении демонстрантов.

По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, Евросоюз договорился о трех вещах. Первое — поддержка народа Беларуси, который хочет фундаментальных свобод. Второе — введение санкций против тех, кто «отвечает за насилие, репрессии и фальсификации результатов выборов». Третье — готовность ЕС «сопровождать мирный транзит власти в Беларуси».

«Мы впечатлены смелостью народа Беларуси. В течение десяти дней после президентских выборов беспрецедентное количество белорусов вышло на улицы. Они требуют отпустить незаконно задержанных, наказать ответственных за насилие со стороны милиции, хотят свободы слова и мирных собраний. Они также хотят демократии и новых президентских выборов, так как эти выборы не были свободными и справедливыми», — добавила еврочиновник.

Диалог и санкции

Наиболее значимым является заявление Совета ЕС о готовности сопровождать диалог между белорусскими властями и обществом. При этом, учитывая обвинения со стороны белорусского лидера в руководстве протестами со стороны ряда стран ЕС, упор делается на лидерство в этом процессе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членом которой является Беларусь. Ранее наблюдателей от ОБСЕ приглашали на белорусские выборы, однако в 2020 году приглашение было сделано поздно, и организация отказалась приезжать, мотивируя это тем, что полноценное наблюдение было бы невозможно.

Целевые санкции, о которых шла речь, менее значимы, так как в отношении белорусских чиновников, частных лиц и компаний их применяли уже неоднократно, но это не привело к проведению хотя бы одних признанных ОБСЕ или Евросоюзом выборов. Тем не менее введение санкций — символический жест солидарности с теми, кто пострадал за право увидеть подсчет своих голосов или высказать свое мнение.

Некоторые страны ЕС, такие как Литва, не стали ждать пуб­ликации списка охваченных санкциями лиц и уже объявили о запрете въезда Александра Лукашенко на свою территорию.

Поддержка

Литва в целом заняла более принципиальную позицию, чем некоторые другие члены Евросоюза из бывшего соцлагеря. Она приняла на своей территории кандидата в президенты Светлану Тихановскую с семьей, заявила о том, что не признает Александра Лукашенко легитимно избранным президентом. Польша также выступила довольно громко: именно польский премьер-министр Матеуш Моравецкий первым предложил провести саммит ЕС. Кроме того, еще до объявления пакета помощи от ЕС Польша заявила о выделении 50 млн злотых (более 10 млн евро) на помощь пострадавшим белорусам, в том числе на стипендии студентам, которые из-за политических преследований могут нуждаться в учебе за рубежом, то есть де-факто, возрождение Программы Калиновского, в рамках которой с 2006 года образование в Польше получили сотни белорусов.

Определенные средства на поддержку белорусов выделит и Евросоюз. Речь идет о 50 млн евро, и пойдут они, как ни странно, на помощь в ликвидации последствий COVID-19. Хотя в 200-тысячной толпе в Минске 16 августа не было заметно слоганов «COVID, уходи!», именно это посчитали важнейшей финансовой статьей поддержки. Средства будут направлены в сектор здравоохранения, а также «среднему и малому бизнесу, уязвимым группам и социальным предпринимателям». Кроме того, 2 млн евро предполагается передать «жертвам репрессий и недопустимого насилия со стороны государства», а еще миллион поделить между независимыми медиа и гражданским обществом.

«Насилие должно прекратиться. Решение можно найти только с помощью инклюзивного диалога. Будущее Беларуси должно решаться белорусами в Беларуси, оно должно сформироваться изнутри», — подчеркнула Урсула фон дер Ляйен.

О скромной финансовой поддержке Евросоюз объявлял уже не раз, в том числе накануне выборов 2006 года и после 2010-го. Так же, как и целевые санкции, она, скорее, была символической. Законодательство Беларуси предполагает обязательную регистрацию и одобрение белорусскими властями всех проектов, финансируемых Евросоюзом. А это значит, что на реализацию выплат, их скорость и формат будут влиять те самые власти, которые, вероятно, попадут в список санкций.

Роль ОБСЕ

Наибольший интерес вызывает заявление Евросоюза о возможной роли ОБСЕ в политической ситуации в Беларуси. Последние попытки ЕС общаться с белорусским режимом при посредничестве ОБСЕ предпринимались в конце 90-х — начале 2000-х годов, после чего ЕС все же выбрал прямой диалог с представителями белорусских властей.

Свою готовность посетить Беларусь для обсуждения ситуации высказал председатель ОБСЕ, премьер-министр Албании Эди Рама. Его поддержала министр иностранных дел Швеции Анн Линде, страна которой будет выполнять функцию председателя ОБСЕ в 2021 году. По их словам, ОБСЕ готова оказать содействие конструктивному и мирному диалогу в Беларуси. Еще до саммита ЕС эту идею обсудили президент Европейского совета Шарль Мишель и президент России Владимир Путин. Однако пока Российская Федерация занимает позицию ограничения внешнего вмешательства в дела Беларуси. В похожем ключе официально высказался и Китай.

Осторожность ЕС

Более открытым был глава внешнеполитической службы ЕС, бывший председатель Европарламента Жозе Баррель, который на своих прошлых должностях неоднократно имел дело с белорусскими властями. В ходе семинара о последствиях коронавируса для Евросоюза в испанском городе Сантандер он заявил: «Совет [Европейского союза] рассматривал возможность высылки политической миссии… но пока, думаю, обстоятельства это не позволят. Хотя и Совет, и я хотели бы». Жозе Баррель добавил, что Евросоюз хотел бы избежать повторения ситуации, которая углубила украинский кризис 2013—2014 годов, спровоцировавший вмешательство России.

Вице-канцлер ФРГ Олаф Шольц в интервью изданиям Funke Mediengruppe подчеркнул, что ЕС должен принимать во внимание желание демократического движения в Беларуси иметь хорошие отношения как с Россией, так и с Евросоюзом.

Довольно осторожная позиция ЕС вызвана и тем, что часть стран требуют от него предоставления геостратегического плана развития отношений с Беларусью. Пресс-секретарь премьер-министра Венгрии Виктора Орбана сообщил в Твиттере: «Вышеградская группа (Венгрия, Чехия, Словакия и Польша. — Прим М.С.) единогласно поддерживает предложение Польши о том, что ЕС должен выработать реалистичный комплексный геостратегический план, который будет учитывать не только права человека, но и военные и экономические аспекты».

Учитывая, что белорусская сторона демонстративно отказывается от переговоров с европейскими лидерами (в частности, Александр Лукашенко предпочел передавать послания Ангеле Меркель через Владимира Путина, а не лично), объединенная Европа в отношениях с Беларусью рискует вернуться в прошлое. Напомним, после референдума и роспуска парламента в 1996 году Евросоюз заморозил любую финансовую помощь, кроме гуманитарной, а основное общение с властями в 1999—2001 годах вел через так называемую тройку (ПАСЕ, Европарламент и Совет Европы). Несмотря на членство в ОБСЕ, офис этой организации часто был предметом политического торга. Его открыли в 2002 году на фоне критики президентских выборов 2001 года как символ новой главы в отношениях с Европой, затем в декабре 2010-го, после президентских выборов, закрыли, так как, по версии МИДа Беларуси, для его присутствия не было «объективных причин». Учитывая такую динамику в отношениях, вряд ли можно ожидать, что белорусская сторона примет авторитет ОБСЕ и пригласит эту организацию для какого-либо посредничества, если только сделать этот шаг ее не уговорят стратегические партнеры, например, Россия.

Солидарность с белорусами

Пока же, как и 20 лет назад, отдельные страны — члены ЕС (и ОБСЕ) недвусмысленно дают понять, что согласны с теми белорусскими гражданами, которые требуют проведения новых выборов без фальсификаций. Глава МИДа Великобритании Доминик Рааб заявил: «Мы требуем срочного независимого расследования через ОБСЕ нарушений, в результате которых выборы нельзя назвать справедливыми, а также ужасных репрессий, последовавших за выборами». Глава МИДа Литвы Линас Линкявичюс сообщил в интервью Би-би-си: «Мы все (министры иностранных дел ЕС. — Прим М.С.) пришли к общему мнению, что не можем считать эти выборы демократическими, свободными, и результаты выборов мы тоже не можем признать». Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис назвал Светлану Тихановскую национальным лидером Беларуси: «Я встретился с национальным лидером Беларуси Светланой Тихановской. Мы говорили об испытаниях, выпавших на ее долю, об огромной ответственности, которую она на себя взяла, а также о ее личной безопасности и безопасности ее семьи». Как передает Би-би-си, он добавил, что Литва совместно с Польшей, Латвией и Эстонией «делает все, чтобы осуществить стремление к свободным и честным выборам в Беларуси». Ранее Светлана Тихановская на английском языке обратилась к лидерам стран ЕС с просьбой не признавать результаты президентских выборов в Беларуси.

Последнее в рубрике