Социальная система не готова к экономическому кризису
11.04.2020
 Глеб Шиманович, Белорусы и рынок

Социальная система не готова к экономическому кризису

Что будет с социальной поддержкой населения по мере нарастания проблем в экономике — об этом экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

— В стране нет системного кризиса, поэтому мы не прогнозируем и наступление социального кризиса. То, что происходит, — спад в отдельных отраслях.

Очень сложная ситуация только на ОАО «Белшина», и то там проблемы с менеджментом на конкретном предприятии. Этим нынешняя ситуация отличается от кризиса 2015—2016 годов, когда «падала» вся экономика, наблюдалось сокращение внутреннего спроса, сокращение производства, падение практически во всех отраслях. Сейчас шоки секторальные, в первую очередь связанные со снижением объемов переработки нефти, и ожидания системного кризиса нет. Да, в экономике Беларуси возможен спад, связанный с недопоставками нефти, и это началось не сейчас, а еще в прошлом году.

Поскольку угрозы системного кризиса нет, то нет и угрозы для системы социальной поддержки населения. Бюджет, сверстанный ранее, не дает большого простора для изменения социальной политики в случае ухудшения ситуации. Но в фискальную политику встроены стабилизаторы, они есть и со стороны доходов, и со стороны расходов бюджета и позволяют оперативно реагировать на изменение социального положения населения. Считается, что в условиях кризиса бюджет должен увеличивать социальные расходы, увеличивать потребление населения. Что касается доходов, то в этом плане также работают встроенные стабилизаторы в виде налогов на доходы и прибыль: в кризис нет прибыли, нет и налогов. Если шкала подоходного налога прогрессивная, то в случае снижения доходов населения оно автоматически начинает платить меньше налогов. В Беларуси же плоская шкала подоходного налога. Но есть налоговые вычеты, минимальный доход налогом не облагается. В теории в случае кризиса растут расходы по статьям на поддержку безработных и социально уязвимых слоев населения: это пособия, которые выдаются по критерию нуждаемости. Если становится больше бедных людей, то они чаще обращаются за помощью. В условиях экономического роста бюджет профицитный, а в условиях кризиса — дефицитный, чтобы компенсировать расходы, которые несет государство для поддержки населения.

У Беларуси свои особенности. В условиях кризиса налог на прибыль у нас проседает, но подоходный налог для населения реагирует на кризис слабо. Но что касается расходов бюджета для поддержки людей, попавших в трудную ситуацию, то в Беларуси встроенных стабилизаторов практически нет. Система поддержки безработных гарантирует этой категории населения незначительную поддержку, а государственная адресная социальная помощь составляет незначительную часть расходов бюджета, ее получение забюрократизировано. В Беларуси есть ежемесячные и единовременные пособия семьям, которые попали в неблагоприятные условия. Но оба вида пособий свою функцию не выполняют.

Ежемесячные пособия назначаются, если доходы семьи меньше бюджета прожиточного минимума, и их размер зависит от того, на сколько меньше: размер пособия соответствует разнице между доходами и чертой бедности. Эта разница называется «глубина бедности». В Беларуси глубина бедности низкая, поэтому семьям невыгодно обращаться за пособием: оно оказывается незначительным. Следует сделать пособие хотя бы 150 % от черты бедности, потому что, если доход, например, на 15 % ниже черты бедности, то пособие слишком мало, чтобы обращаться за ним. Такое пособие может привлечь тех, кто находится в экстремальной бедности.

Черта бедности у нас рассчитывается исходя из количества калорий, необходимых человеку ежедневно, и умножается на коэффициент, предусматривающий расходы на базовые услуги. Это общая практика расчета таких показателей. Набор продуктов, который учитывается при расчете, позволяет не жить, а выживать, и привязывать к нему эти пособия для поддержки малообеспеченных, с моей точки зрения, неправильно. Надо сделать их чуть выше.

Да, бюджет недополучит значительную часть пошлин за экспорт нефтепродуктов. Доходы бюджета упадут, но нужно обратить внимание, что экспортные пошлины не были интегрированы в политику расходов бюджета, они шли на обслуживание внешнего долга. Проблема выпадения этих доходов не приведет к проблемам в финансировании социальной политики, она отразится на финансировании внешних обязательств государства.

Считаю, сегодня государство не будет привлекать средства бюджета, предназначенные для социальных выплат, на выплаты по внешним долгам. Государство является акционером многих предприятий и получает прибыль от их деятельности. В хорошие годы бюджет получал не только налоги, но и поступления от прибыли государственных предприятий. На счетах правительства находится около 5 млрд долларов, этот резерв сформирован за годы, когда бюджет был профицитным. Есть золотовалютные резервы, так что запас прочности по обслуживанию долга в стране есть. Есть и другие инструменты по привлечению кредитов и рефинансированию государственного долга.

Текущая ситуация не дает повода для ожидания социального кризиса. Проблемы локализованы в секторе нефтепереработки, и эти вызовы не затрагивают социальную политику. Но в фискальной политике Беларуси практически отсутствуют стабилизаторы, которые призваны реагировать на экономический кризис. Если наступит мировой кризис, который затронет и Беларусь, то, нужно отметить, у нас недостаточно инструментов, позволяющих поддерживать доходы домашний хозяйств. Стабилизаторы развиты слабо, инструментов по поддержке людей, которые попали в сложную ситуацию, не хватает. Это вызов для экономической политики в среднесрочной перспективе: в случае кризиса социальная система не готова к преодолению его последствий.

Пожилые люди в Беларуси продолжают ходить на работу в разгар пандемии

Последнее в рубрике