
Шрайбман: Власть показывает, что может делать глупые ошибки
Политический аналитик о том, отдаст ли Лукашенко приказ стрелять и каковы перспективы бойкота выборов.
«Я ожидал, что в этом году власть не будет дожидаться с репрессиями до дня выборов, а попытается напугать потенциальных протестующих раньше — в июле или начале августа. Но то, что она начнет так рано, я не ожидал», — о чем еще рассказал политический аналитик Артём Шрайбман редактору Еврорадио Змитру Лукашуку.
Сбои даже в репрессиях
В последние годы действия власти стали менее рациональными с точки зрения самовыживания. Власть делает много вещей, которые можно было бы делать тоньше. Какие-то пропагандистские программы по ТВ, сенаторы, которых никто не слушает, вдруг начинают в «Фейсбуке» наезжать на Тихановского. В ответ получают тысячи комментов с хейтом...
Несмотря на то, что власть держится зубами за кресло, качество исполнения стало намного хуже. Даже в репрессиях начались сбои.
В принципе, все павшие режимы совершали такие же ошибки. Падение ли это нашего режима? Мы не знаем. Я уже не исключаю любых сценариев на лето этого года. Власть показывает, что она может делать глупые ошибки.
Кто в Беларуси вышел на улицы и почему?
Усталость общества
Я вижу зону неопределенности в поведении номенклатуры. Я не говорю, что она предаст Лукашенко или я вижу раскол, но по сравнению с прошлым годом это уже не нулевая вероятность. У нас абсолютно явная усталость всех слоев общества. Из номенклатуры доносятся возмущения политикой власти во время пандемии. В принципе, у нас есть приемлемые для номенклатуры кандидаты, в первую очередь Бабарико. У Бабарико есть возможность показать уже в первом туре очень внушительный результат. В такой ситуации белорусская власть еще не была и, как себя поведет — никто не знает.
Бабарико работает, чтобы власти каждый день показывали свое нутро
Бабарико добивается, чтобы власти показывали своё нутро каждый день вместо того, чтобы дожидаться 9 августа. Иначе было бы так: вся кампания как будто шла честно, а 9 августа вдруг случился один такой момент обмана — и все растеряны. Что делает Бабарико? Сегодня он понес документы в ЦИК — жаловаться на Лукашенко, что тот его оскорбляет, — и на административное давление. ЦИК будет вынужден отвечать. Бабарико работает, чтобы сделать непрозрачность процесса очевидной со старта, а власть демонстрировала, что не особо заинтересована в демократическом процессе.
Стрельба на поражение маловероятна
Лукашенко никогда не был в ситуации, когда ему нужно было принимать чрезвычайные решения по разгону людей. Насчет того, готов ли он дать приказ стрелять, — не думаю, что это понадобится. Я не уверен, что градус противостояния в белорусском обществе достиг той точки, когда стороны будут готовы друг в друга стрелять на поражение. Даже самые брутальные белорусские разгоны не доходили по жесткости до, например, Кыргызстана, где десятки людей убивали, до Майдана, сегодняшних столкновений в США, недавних столкновений во Франции...
Я сомневаюсь, что мы достигнем стадии, когда стороны будут воевать на уничтожение. Мне кажется, что сегодня силовиков в Беларуси хватает для того, чтобы традиционными методами разобраться с любым протестом, который могут собрать оппоненты Лукашенко до августа. Я не предвижу апокалиптических сценариев.
Бойкот не способен изменить власть
Даже люди, которые выступают за бойкот, говорят, что это не метод смены власти. Это часть более общей стратегии, которая в их понимании способна привести к чему-то другому. То есть мы бойкотируем выборы, мы строим активность вне выборов, каким-то образом принуждаем власть к разговору и так далее. Я считаю это утопической тактикой, особенно в Беларуси. Особенно сейчас, когда появились интересные кандидаты и, действительно, большинство пойдет за них голосовать. Я не помню, когда бойкотом оппозиция достигала победы.
Прогноз
Ничего не исключаю, но мой базовый прогноз: власти удастся себя сохранить. Но я говорю об этом уже не настолько уверенно, как полгода назад.
Класковский: «Власти постараются вернуть в общество чувство страха»