Северинец: Критика учителей должна быть запрещена не законами, а человеческой этикой
31.08.2021
Иван Корсак, Салiдарнасць

Северинец: Критика учителей должна быть запрещена не законами, а человеческой этикой

Педагог о том, насколько морально критиковать учителей и причем здесь госСМИ.

Министр образования Игорь Карпенко в интервью телеканалу ОНТ потребовал прекратить публи ни с одногчную критику учителей. Так Карпенко отреагировал на вопрос про выпады против учителей в связи с последними президентскими выборами.

– Вы должны прекратить публично критиковать учителя. Потому что мы тем самым подрываем его авторитет в глазах школьников. Вот я бы все-таки, пользуясь случаем, на всю страну в этой передаче, сказал бы: давайте прекратим публичное обсуждение учителей, — сказал Карпенко.

Нормально ли это – критиковать учителей в публичном пространстве, или действительно критика может сказаться на авторитете педагога и образовательном процессе? Об этом «Салідарнасць» спросила у педагога Анны Северинец. 

1

Анна Северинец. Фото «Новы час»

— Критика бывает разной. Если мы говорим о публичной критике какого-то конкретного учителя, то она, безусловно должна быть запрещена. Причем не государственными актами, а человеческой этикой. В связи с этим я бы хотела вспомнить колумниста «Советской Белоруссии» Андрея Муковозчика, который постоянно и беспощадно критикует учителей, в том числе и меня. Это явно неправильно. И никто, ни с одной из сторон, этого не должен делать.

Что касается критики учительства в целом, как профессии, как цеха, то конструктивная критика здесь, основанная на фактах, критика нормальным языком, с учетом всех обстоятельств, конечно же, полезна, как и любая другая критика.

А критика общая, типа, что все учителя тупые, или, что все учителя — предатели, — это плохо. Мы должны тут не запрещать что-то, потому что это невозможно, а учить людей культуре дискуссий, критики. Мы должны давать широкую панораму профессии учителя. Мы должны понимать, что есть хорошие учителя, а есть — не очень, так же в каждой профессии.

Действительно ли критика в публичном пространстве сильно влияет на авторитет педагога среди учеников?

— Тут мы имеем дело с феноменом ученика, который не читает газет, редко интересуется такими темами в интернете. Авторитет учителя в глазах ученика вырабатывает только сам учитель. Я не думаю, что это идет из СМИ.

«Мы все должны понимать, когда мы кого-то критикуем у себя дома на кухнях или в семье позволяем себе огульные выпады против учителей, то мы, как родители, даем детям образец ненормального поведения, а также отсекаем их путь к действительно хорошим учителям».

Это не запретишь указами, должно быть понимание, что любые эмоциональные выбросы негатива, мешают детям объективно понимать реальность и иметь свою дорогу к хорошим учителям.

Что же делать с комментариями в интернете, где пользователи могут как-то оскорбить учителя? Вряд ли здесь сработает банальный запрет.

— Это долгий процесс воспитания нормальной культуры дискуссии, комментариев в интернете. Государственные СМИ тут бы могли бы тоже дать образец, остановив критику учителей с позиции языка вражды, да и не только учителей. Если мы культивируем через государственные СМИ язык вражды, то что мы хотим от комментаторов в интернете — это же все один и тот же процесс, — заключает педагог.

Последнее в рубрике