
С какими странами торгует малый и средний бизнес Беларуси
И почему ориентация на экспорт так важна.
Малые и средние предприятия-экспортеры оказываются более экономически устойчивыми по сравнению с теми, кто не вовлечен во внешнеэкономическую деятельность, отмечается в работе научного директора Исследовательский центра ИПМ Ирины Точицкой «Экспортная ориентированность белорусских МСП».
Среди опрошенных предприятий, 36% являются экспортерами. У 22,9% из них на внешний рынок поставлялось более 50% произведенной продукции.
Из опрошенных экспортеров у 54,9% МСП основным видом деятельности является промышленность, у 13,9% – торговля и ремонт, у 8,3% – строительство, 5,6% – транспорт и связь, у 3,5% – компьютерные услуги. В выборке представлены экспортеры, осуществляющие финансовую деятельность и операции с недвижимостью, занимающиеся гостиничным и ресторанным бизнесом, сельским хозяйством
Большая часть предприятий, поставляющих продукцию за рубеж, по-прежнему ориентированы на российский рынок. Впрочем, его удельный вес снизился с 89% в 2015 году до 80,6% в 2020. Больше трети МСП стараются вывозить продукцию как в страны СНГ, так и за его пределы
«В целом, проведенный опрос показал, что малые и средние предприятия экспортеры оказываются более экономически устойчивыми с точки зрения состояния продаж и прибыли, более позитивно оценивают свое экономическое положение и положение в отрасли, а также в большей степени ориентированы на расширение бизнеса по сравнению с теми, кто не вовлечен во внешнеэкономическую деятельность», – отмечается в работе.
Ирина Точицкая указывает, что такие предприятия нуждаются в особом внимании со стороны государства, это поможет стимулировать их выход на зарубежные рынки. Особенно это касается недавно созданных МСП, которым не хватает финансирования, знаний о рынках и внешнеэкономической деятельности, а также информационной поддержки.