Российская «страховка» от нефтегазовых войн с Беларусью
30.09.2020
Татьяна Маненок, Белрынок  

Российская «страховка» от нефтегазовых войн с Беларусью

Торговаться с РФ за более выгодные условия поставок газа и нефти Россией белорусским властям теперь станет гораздо сложнее, если вообще такой торг будет возможен. Любые демарши Минска из-за «несправедливых» цен впредь будут исключены — таковы условия новых российских кредитов суммарным объемом в 1,5 млрд. долларов, которые Москва пообещала выдать Беларуси в ближайшее время.

Москва: займ от ЕСФР погасит белорусский газовый, это – обоюдный интерес

На фоне острейшего политического кризиса после президентских выборов белорусские власти спешно попросили финансовой помощи у Москвы.

Президент РФ Владимир Путин на встрече с Александром Лукашенко в Сочи 14 сентября заявил, что Россия предоставит Беларуси госкредит в размере 1,5 млрд. долларов. «Мы договорились о том, что Россия предоставит Беларуси в этот сложный момент кредит государственный — 1,5 млрд. долларов», — сказал Путин.

Через два дня министр финансов РФ Антон Силуанов уточнил, что Беларусь получит в 2020-2021 годах 1 млрд. долларов по межгосударственным кредитам РФ (по 500 млн. долларов в 2020 году и 2021 году) и 500 млн. долларов займа Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).

«Мы в текущем году хотим предоставить 1 млрд долл, из которых 500 (млн долл — ред.) за счет ЕФСР, 500 (млн долл — ред.) – межгоса. В следующем – 500 (млн долл — ред.) за счет межгоса. Условия сейчас прорабатываются с белорусским минфином», — сказал Силуанов.

По его словам, как только в РФ будут приняты соответствующие законодательные поправки по пересмотру нормативов бюджетного финансирования на 2020 год, «мы начнем работу уже по предоставлению межгоскредита». Госдума РФ приняла поправку 16 сентября.

Говоря о займе по линии ЕФСР, Силуанов отметил: «Мы будем обращаться к коллегам, с тем, чтобы этот институт принял решение о небольшой программе поддержки Беларуси. Раньше, помните, у нас были две программы по 2 млрд. долларов, сейчас предложение быстро предоставить займ в размере 500 млн. долларов с минимальным требованием по программе».

Заем ЕФСР для Беларуси будет предоставлен в долларах, российский межгоскредит — в рублях

25 сентября пресс-служба ЕАБР сообщила, что правление банка получило заявку Беларуси на предоставление кредита на 500 млн. долларов и направило ее на рассмотрение совета ЕФСР. Следующие шаги — это рассмотрение вопроса со стороны экспертного совета и совета фонда, после чего при положительном решении будет подписано кредитное соглашение.

«Ставки не могут быть одинаковые в валюте и рублях. В рублях мы будем привязываться к стоимости ОФЗ с небольшой премией (средневзвешенная доходность по облигациям федерального займа РФ составляет 2,7-2,8% годовых – ред.), а по ставкам в валюте – ЕФСР дает, исходя из стоимости бондов России и Казахстана (доходность по 10-летним суверенным евробондам РФ находится в диапазоне 4,5-4,9% годовых – ред.). Средняя стоимость бондов будет рассчитана и, исходя из этого, будут сформулированы условия предоставления займа», — рассказал Силуанов.

Сроки возврата кредитов, по его словам, будут определены в соглашениях. Россия в среднем предоставляет кредиты на срок около 10 лет. «Мы этими сроками и будем руководствоваться при подготовке условий предоставления заемных средств», — сказал министр.

Причем, как было сказано, за счет займа ЕФСР Беларусь полностью погасит накопленную задолженность за поставки газа перед «Газпромом».

«Задолженность перед «Газпромом» составляет чуть меньше 330 млн. долларов, и объем кредита, который мы обсуждаем, из Евразийского фонда (стабилизации и развития — ред), — 500 млн долларов. Полный расчет перед нашей газовой компанией», — сделал вывод Силуанов в интервью телеканалу «Россия 1» (ВГТРК).

Таким образом, добавил российский министр, «мы поддерживаем и белорусскую экономику, и поддерживаем российскую экономику». «Потому что обеспечиваются расчеты перед российскими поставщиками, не будет никаких задержек в оплате. Здесь обоюдный интерес», — констатировал Силуанов.

Москва за счет условий кредитов застрахует себя от конфликтов с Минском

Только после того, как Минск погасит накопившийся долг за газ с помощью евразийского кредита, Москва собирается возобновить с Беларусью переговоры по условиям поставок энергоносителей на 2021 год. И не только на следующий год, но и на обозримую перспективу.

«Мы будем в ближайшее время обсуждать условия поставок нефти и газа на 2021 год и последующие годы», — сказал Новак 3 сентября. При этом он подчеркнул, что для России важно, чтобы у нее «были стабильные, долгосрочные отношения по поставкам нефти в Республику Беларусь, по поставкам газа».

Застолбить эти «стабильные и долгосрочные отношения» Москва, по всей видимости, попытается с помощью условий выдачи межгоскредитов белорусским властям. Для этого российская сторона намерена прописать в кредитных соглашениях ряд условий, которые усиливают ответственность белорусской власти за выполнение подписанных ранее соглашений и страхуют от нефтегазовых конфликтов, которые могут возникнуть по инициативе официального Минска.

В этой связи Силуанов отметил, что сейчас формулируются «такие условия межгосударственных кредитов, чтобы Беларусь не допускала просрочек по обязательствам как непосредственно суверена, так и компаний, где присутствует государственное участие России».

«Россия получит стабильность финансов нашего партнера. Мы поддержим платежный баланс нашего партнера… Мы получим гарантии устойчивого выполнения Беларусью обязательств перед российскими контрагентами, а именно так формулируются условия кредита, чтобы Беларусь не допускала просрочек по обязательствам как непосредственно суверена, так и компаний, где присутствует государственное участие, где заемщиком является Беларусь. Также мы формулируем условие о том, чтобы обязательства перед нашими компаниями по поставке энергоресурсов выполнялись в полном объеме», — пояснил Силуанов.

На практике условия выдачи новых межгосударственных кредитов РФ могут означать, что Беларусь не должна допускать просрочек по обязательствам перед РФ и компаний с участием российского государства. В противном случае российская сторона может потребовать погашения задолженности по всем таким кредитам, независимо от того, есть по ним просрочка или нет.

Таким образом, белорусским властям не позволят допускать долгов перед российскими компаниями, – в противном случае, РФ может потребовать срочного погашения этих кредитов. По сути, официальный Минск теряет возможность торговаться за более выгодные условия импорта российских энергоносителей в случае каких-то нестандартных ситуаций. Как это случилось, например, в начале 2020 года – когда из-за пандемии и обвального падения цен на энергоносители на мировых рынках белорусские власти настойчиво предлагали «Газпрому» снизить цены на газ для Беларуси до «справедливого» уровня. То есть, Минск может лишиться всех рычагов влияния на монопольного поставщика.

Пример российской «страховки» от «капризов» страны-транзитера уже есть

Обратим внимание, что ранее Беларусь уже лишилась возможности самостоятельно определять тарифную политику в сфере транзита нефти через свою территорию, что в том числе не позволило ей выторговать более выгодные условия импорта российской нефти на 2020 год.

Напомним, в январе 2010 года, после очередного нефтяного конфликта с Россией, Беларусь подписала с РФ межправительственное соглашение, которое регулирует тарифы на услуги по транзиту нефти по магистральным трубопроводам. В пакете с соглашением Беларусь подписала с Россией также методику тарифного регулирования при транспортировке российской нефти по «Дружбе». Кстати, данный документ не имеет временных ограничений.

Согласованная ранее с российской стороной методика предусматривает плановый и внеплановый пересмотр тарифов. Тарифы на услуги по транзиту нефти через белорусскую «Дружбу» должны быть согласованы до 25 декабря, а с 1 февраля введены в действие. Если же «Транснефть» не согласится с белорусскими предложениями, то спорный вопрос должны решать Федеральная антимонопольная служба России и белорусский МАРТ. Если и они не найдут компромисс, то белорусской стороне позволено повысить тарифы на уровень среднегодовой инфляции в России, увеличенный не более чем на 3%.

В 2019 году тарифы на транзит российской нефти по Беларуси менялись дважды. Первый раз, согласно методике, с 1 февраля 2019 года. Тогда тариф также был повышен с учетом среднегодового индекса потребительских цен в РФ на 2019 год (4,6%), увеличенного на 3%. В результате тарифы на услуги по транспортировке нефти по белорусским магистральным трубопроводам на 2019 год были повышены на 7,6%.

Но вслед за этим белорусская сторона инициировала внеплановое повышение тарифов из-за аварии на «Дружбе» по вине российской стороны. Она сообщила российской «Трaнснeфти» о планах повысить с 1 мая 2019 года тарифы на 23%. Согласно методике, внеплановое повышение может производиться в том случае, если условия хоздеятельности белорусской «Дружбы» сильно изменились. Именно на это белорусская сторона и ссылалась, обосновав свое предложение ссылкой на экологическую ситуацию в Беларуси из-за ЧП с поставками «грязной» российской нефти по «Дружбе».

Однако с аргументами белорусских коллег «Транснефть» не согласилась. И это при том, что белорусские тарифы на транзит нефти остаются одними из самых низких среди соседних стран— 0,86 долларов на 100 тонно-километров, в то время как: в Польше — 1,05 доллара, в Украине — 1,39 долларов ( с 2010 года по договоренности с РФ тарифы установлены не в долларах, а в российских рублях).

В результате повысить тариф внепланово Минск так и не смог, хотя в то время белорусский президент грозился даже «при необходимости» закрыть нефтепроводы «Дружбы» на ремонт.

Из-за аварии на «Дружбе» в 2019 году транзит нефти через Беларусь снизился на 6,4 млн. тонн от планируемых 48 млн. тонн. Гомельская «Дружба» попыталась полностью компенсировать свои потери через повышение тарифов. Однако смогла компенсировать лишь минимум. Белорусскому оператору разрешили повысить с 1 сентября тариф на прокачку нефти лишь на 3,7%, что позволило «Дружбе» компенсировать потери от снижения транзита лишь на 2 млн. долларов (а требовалось возместить 21 млн. долларов).

Предполагалось, что возмещение состоится при согласовании тарифа на 2020 год. Поэтому «Дружба» предложила повысить в 2020 году тариф на транзит российской нефти на 16,6%. Однако согласовать требуемый размер наценки с российской стороной не получилось. Пришлось действовать по ранее установленным правилам. Поэтому с 1 февраля 2020 года Беларусь повысила тариф на транзит российской нефти в размере среднегодового индекса потребительских цен в РФ на 2020 год, увеличенного не более чем на 3%, то есть, — на 6,6%.

Как показала практика, в отсутствие реальных инструментов влияния на российские нефтяные компании официальный Минск в 2020 году так и не смог добиться нужных для себя результатов в споре с ними за более выгодную цену поставок. Что в результате обернулось серьезными проблемами для белорусских НПЗ и всей экономики.

Потери бюджета Беларуси из-за проблем с поставками нефти составили в январе-июле 2020 года более 400 млн. рублей (около 154 млн долл), отметила в интервью журналу «Финансы. Учет. Аудит» заместитель министра финансов Беларуси Елена Печень. По ее словам, в январе-июле бюджет получил лишь 13% от запланированного объема пошлин на нефть и нефтепродукты.

***

«Правление ЕАБР направило на рассмотрение совета ЕФСР кредитную заявку Беларуси на $500 млн «, — сообщил 25 сентября Интерфакс со ссылкой на представителя пресс-службы ЕАБР. Сообщается также, что заявка Беларуси на бюджетную поддержку из средств ЕФСР в размере $500 млн была направлена на имя председателя совета фонда в начале сентября.

Средства ЕФСР на $0,5 млрд выделяются Минску в рамках госкредита России на $1,5 млрд, о котором на встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко 14 сентября в Сочи сообщил президент РФ Владимир Путин.

Ранее также сообщалось, что ЕФСР готов выделить Беларуси финансовый кредит на $0,5 млрд до конца текущего года. Позднее глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что Беларусь за счет кредита ЕФСР полностью погасит накопленную задолженность за поставки газа перед «Газпромом» в сумме $330 млн по состоянию на середину сентября. Затем министерство финансов Беларуси сообщило, что подготовило схему погашения задолженности перед «Газпромом» за счет кредита ЕФСР.

Последнее в рубрике