Риски, исходящие от COVID-19, радикально изменились
24.08.2021
Фото: Getty images

Риски, исходящие от COVID-19, радикально изменились

Настало время смягчить глобальные ограничения на передвижение людей.

Любому, кто рискнет в наши дни посетить Канаду, следует проявлять осторожность. Канадцы грозят шестью месяцами тюрьмы и штрафом в размере до 750 тысяч долларов за несоблюдение правил тестирования и карантина для прибывающих.

В Великобритании министр здравоохранения предупреждает, что приезжающие в страну из-за рубежа могут быть отправлены в тюрьму на десять лет, если в анкете прибывающего будут неверно указаны сведения о всех предшествующих передвижениях.

Администрация Байдена недавно продлила срок действия прямого запрета, который не позволяет большинству неамериканцев приезжать в США из Европы; за несоблюдение этих правил им грозит штраф и депортация.

Из-за всех этих сложных и непрерывно меняющихся ограничений поездки за границу становятся почти невозможны. Родственники умирают, так и не увидев перед смертью близких; родители оказываются изолированы от детей; уменьшается число рабочих мест в видах деятельности, связанных с туризмом. Настало время смягчить эти правила ответственным образом.

Риски, исходящие от COVID-19, радикально изменились благодаря вакцинации. Все вакцины, разрешенные американским Управлением по надзору за качеством продовольствия и медикаментов (FDA), доказали, что они более чем на 95% эффективны в предотвращении смертности и более чем на 90% эффективны в предотвращении серьезных форм заболевания, в том числе в случае с более заразным штаммом «Дельта». Благодаря вакцинации, общий коэффициент смертности от инфекции (IFR), измеряющий количество умерших среди инфицированных, снижается с 0,41% до примерно 0,02%. (IFR значительно варьируется в зависимости от возраста, поэтому мы рассчитали эти коэффициенты на основе официальных данных по возрастным группам, взвесив их в соответствии с возрастным составом населения США).

Благодаря вакцинации, общий коэффициент смертности от COVID-19 (IFR), измеряющий количество умерших среди инфицированных, снижается до примерно 0,02%. Для гриппа он равен 0,06%.

Разумеется, вакцинация людей с любыми формами риска, в том числе престарелых и тех, кто живет в социальных учреждениях, должна оставаться одним из главных глобальных приоритетов.

Вакцины от COVID-19 не полностью предотвращают заражение этой болезнью, но они очень хорошо предотвращают серьезные формы заболевания. Согласно оценкам американских Центров по контролю и профилактике заболеваний, сезонный грипп 2019-2020 годов привел к заражению 38 миллионов человек, что привело к 18 миллионам обращений к врачу, 400 тысячам случаям госпитализации, 22 тысячам смертей. Это означает, что коэффициент IFR для гриппа равен 0,06%, что в два раза с лишним раза выше IFR для COVID-19 – в тех случаях, когда уязвимые группы населения уже вакцинированы. Да, конечно, еще остаются открытыми некоторые важные вопросы, например, какой процент людей может страдать от подрывающих здоровье долгосрочных симптомов COVID-19. Однако на сегодня эти риски схожи с рисками болезней, с которыми мы уже умеем справляться.

Как убедительно доказывают эпидемиологи, ношение масок, социальное дистанцирование и сокращение близких личных контактов уменьшают риск передачи заболевания. Прибытие людей из-за границы никак не влияет на этот результат; если мы сумели остановить распространение болезни, тогда вновь прибывающие, которые соблюдают наши правила, мало что изменят.

В 2019 году 241 млн авиапассажиров прилетели и вылетели из США, а это значит, что в среднем в страну ежедневно прибывали примерно 330 тысяч пассажиров. Если бы все эти 330 тысяч прибывших прилетели из стран, где инфекционный цикл находится на пике, и всем пассажирам с симптомами разрешили посадку в самолет, тогда зараженными оказался бы примерно 1% всех пассажиров, то есть 3300 человек.

За примерно 500 дней, прошедших с момента начала пандемии, в США было зафиксировано примерно 35 млн случаев заражения COVID-19, то есть около 70 тысяч новых заражений в день. Реальная цифра, наверное, вдвое выше из-за незарегистрированных случаев бессимптомных заражений. Если считать разумной оценку новых ежедневных заражений локального происхождения на уровне около 140 тысяч, тогда дополнительные 3300 новых случаев на этом фоне выглядят крайне незначительно.

Мы должны прекратить притворяться, будто международные поездки являются проблемой. Вакцины и лекарства помогают удерживать штаммы под контролем.

Хотя число авиапассажиров, которые переносят инфекцию, невелико (относительно размеров населения крупных стран), кто-то может возразить, что авиаперелеты являются рассадником инфекции, и по этой причине мы должны их запретить. Конечно, нет сомнений в том, что поездки в замкнутом пространстве создают риски, но такие риски возникают и во время многих других видов деятельности: обеда или ужина в ресторане, плавания в бассейне, визита друзей к вам домой, посещения художественной галереи и так далее. Нет особых причин, чтобы выделять международные авиаперелеты как единственный вид деятельности, который надо строго ограничивать. Представляется, что намного разумней предпринимать меры, повышающие безопасность авиаперелетов.

Желание защититься от потенциальных новых штаммов болезни совершенно понятно, но оно нереализуемо. Лишь очень немногие страны сумели добиться почти нулевых показателей заболевания COVID? и в первую очередь это островные государства – Новая Зеландия и Австралия. Проникать через границы большинства других стран намного проще. Распространение новых штаммов гарантируют не люди, посещающие своих родственников, а наше желание покупать французские вина, греческие оливки, канадский кленовый сироп и нелегальные наркотики.

Примерно 30 тысяч грузовиков ежедневно пересекают американо-канадскую границу и еще 18 тысяч перемещаются между США и Мексикой. А границу Великобритании каждый день пересекают около 10 тысяч грузовиков. Контакты увеличивают также воздушные и морские грузоперевозки. Последовательная политика борьбы с новыми штаммами означает, что надо отправлять в карантин всех водителей, пилотов и остальной персонал, а также останавливать всех пешеходов, пассажирские машины и остальных участников движения. Результатом такой политики стали бы новые сбои в поставках товаров, повышение цен (в том числе на стройматериалы, продовольствие и автомобили), а также потеря рабочих мест. У подобной политики нет никакой политической поддержки.

Мы должны прекратить притворяться, будто международные поездки являются проблемой. Вакцины и лекарства помогают удерживать штаммы под контролем, и нам нужно продолжать финансировать многообещающую работу над бустерными вакцинами, новыми вакцинами, медикаментами, в том числе такими, которые потенциально могут полностью решить проблему этой болезни. Да, слушать советы экспертов по здравоохранению важно. Но наши власти должны также концентрировать внимание на том, что реально имеет значение.

Copyright: Project Syndicate, 2021

Последнее в рубрике