Регистрировать надо, но «не представляется возможным». Как все рекламные игры в соцсетях оказались вне закона

Регистрировать надо, но «не представляется возможным». Как все рекламные игры в соцсетях оказались вне закона

Всякий, кто имеет хоть немного опыта присутствия в соцсетях, наверняка видел (а, может, и участвовал) в характерных для этой сферы конкурсах — giveaway («гивах»).

Giveaway — это самый популярный и дешевый способ нарастить подписчиков. Суть его заключается в том, что для участия в розыгрыше приза пользователю предлагается подписаться на страницу организатора, в комментарии под постом поставить «+» или отметить аккаунт друга. В назначенный день с помощью генератора случайных чисел определяется победитель.  

 В итоге человек без особых усилий получает шанс на выигрыш, а организатор, потратившись лишь на приз, резко увеличивает самый популярный показатель для соцсетей — количество подписчиков. Качество привлеченной таким способом аудитории, конечно, очень спорно, и сразу после giveaway, как правило, следует отписка. Но слишком уж привлекателен легкий результат.

Поэтому giveaway в белорусском сегменте соцсетей очень популярен, причем среди аккаунтов разной величины и характера.

Только не все знают, что подобные розыгрыши призов — вне закона. Более того, ввести их в легальное русло на сегодняшний день нет никакой возможности.

Именно эти проблемы обсуждались на семинаре «Правила игры в Интернете», организованном юридической компанией REVERA.

Почему просто так взять и провести giveaway — незаконно?

Потому что по своей сути такая деятельность попадает под критерий понятия «рекламная игра», ведь во время giveaway происходит розыгрыш приза. Все это предусмотрено в Указе от 30 января 2003 г. N 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь».

Этот же Указ требует, чтобы рекламная игра была зарегистрирована в Министерстве антимонопольного регулирования.

Как происходит регистрация рекламных игр?

При подаче заявления в МАРТ необходимо предоставить пакет документов, включая оплату за регистрацию и составленные правила проведения рекламной игры. К моменту подачи заявления необходимо сформировать призовой фонд и иметь подтверждающие это документы.

Затем надо создать комиссию по проведению игры, состоящую не менее, чем из пяти человек.

Затем — опубликовать правила проведения рекламной игры в печатном СМИ. Там же, кстати, необходимо будет опубликовать и результаты ее проведения.

После окончания розыгрыша в МАРТ нужно в течение 30 дней после предоставить отчет, а потом три года хранить все материалы по рекламной игре.

При всей трудоемкости процесса, может, стоит регистрировать giveaway

Многие крупные компании готовы пойти даже на такой шаг, лишь бы избежать нарушения закона.

Однако проблема в том, что МАРТ в принципе не регистрирует giveaway. «Зарегистрировать рекламную игру, которая проводилась бы с использованием социальных сетей, не представляется возможным», — написано на сайте ведомства.

Прежде всего потому, что заявитель изначально не может гарантировать сохранность всех данных по проведенному мероприятию на протяжении трех лет ведь все соцсети — это лишь площадки, находящиеся в собственности у иностранных лиц.

В Указе содержатся еще несколько условий, исключающих возможность зарегистрировать giveaway:

розыгрыш призового фонда должен проводиться открыто с возможностью присутствия на нем участников рекламной игры;

запрещается использовать при проведении розыгрыша программные, программно-аппаратные и аппаратные средства.

А наказать за giveaway могут?

Да. Таких прецедентов немало, но огласку приобретают лишь некоторые из них. Например, в 2018 году к административной ответственности была привлечена одна из компаний, штраф составил 100 базовых величин. Организаторы обратились к людям с просьбой присылать ролики на сырную тематику, победил ролик, набравший больше лайков. Экономический суд счел, что фактор соревновательности свел данный розыгрыш к рекламной игре. А та не была зарегистрирована. 

За проведение рекламных игр с нарушением законодательства предусматривается штраф в размере от 20 до 500 базовых величин.

Так почему же giveaway все равно проводятся?

Учитывая огромное количество проводимых розыгрышей и цену призов, шанс, что МАРТ заинтересуется каким-то отдельным случаем очень невелик. Если же на кону стоит серьезный приз или в министерство пойдет жаловаться обиженный участник, то вероятность быть привлеченным к ответственности серьезно возрастает.

Что же делать?

По итогам семинара специалисты юридической компании REVERA направили запрос в МАРТ, но на момент написания статьи ответ пока не получен. В этом вопросе соприкасаются несколько сфер, включая регулирование в сфере налогов, рекламы, деятельности в сети интернет. Плюс есть три стороны — государственные органы управления, владелец или представитель бренда и SMM агентство. 

Представители последних, кстати, уверены, что требовать от МАРТа разъяснений, инициировать изменения в законодательство сегодня просто необходимо. Какой-то современный способ выхода из ситуации должен быть найден. Ведь о какой публикации правил в печатных СМИ, комиссии из пяти человек может идти речь в 21-м веке? Пускай технологии всегда идут впереди законодательства, которое более инертно. Однако современные вопросы требуют современных ответов.

Последнее в рубрике