РБК: Москва и Минск договорились о схеме компенсаций за налоговый маневр
18.12.2019

РБК: Москва и Минск договорились о схеме компенсаций за налоговый маневр

Россия возместит Беларуси потери от налогового маневра, введя обратный акциз для белорусских НПЗ, утверждают источники РБК. Сумма субсидий может составить до 1,5 млрд долларов, подсчитал эксперт.

Поддержка, как в России

РБК узнал, каким образом Россия и Беларусь договорились насчет одной из самых сложных проблем в рамках интеграционного процесса — компенсации за российский налоговый маневр в нефтяной отрасли.

Минск оценивал свои потери из-за маневра в 2019–2024 годах в 10,5–11 млрд долларов. Беларусь исторически покупала российскую нефть, не выплачивая пошлины в российский бюджет, а в последние годы получила возможность не возвращать и пошлины на нефтепродукты, полученные из этой нефти. Таким образом, страна получала скрытую субсидию, констатировал первый вице-премьер российского правительства Антон Силуанов. Но с 2019 года в рамках шестилетнего маневра Россия постепенно обнуляет экспортные пошлины на нефть, так что прежняя схема субсидирования не будет работать.

В итоге решено, что Россия предоставит белорусским НПЗ так называемый отрицательный акциз, говорят два источника РБК, знакомых с ходом переговоров. Это налоговый вычет, введенный для российских НПЗ в рамках налогового маневра с 2019 года. О том, что такой вариант обсуждается, в ноябре заявил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, белорусские предприятия смогут получать вычет, как и российские, когда две страны унифицируют Налоговый кодекс в рамках экономической интеграции. Реально это случится не раньше 2022 года, сказал БелТА в начале декабря посол Беларуси в России Владимир Семашко. До этого времени Россия сможет компенсировать потери Беларуси от маневра, но лишь в некотором объеме за счет изменения ценообразования на нефть, отметил Семашко. По его словам, следующий год белорусские заводы должны пройти безболезненно.

Первоочередным является решение вопроса об унификации налогового законодательства России и Беларуси, именно он сейчас обсуждается, пояснил РБК пресс-секретарь Дмитрия Медведева Олег Осипов. После приведения налоговых систем к единообразию для белорусских и российских предприятий будут введены единые правила, в том числе и отрицательный акциз.

Нефтеперерабатывающая отрасль является для Беларуси критически важной, не менее четверти всего экспорта страны составляет ее продукция. Поэтому МВФ считает, что налоговый маневр является главной опасностью для белорусской экономики: если Россия откажется компенсировать Беларуси потери от маневра, это может привести к рецессии.

Переговоры о компенсации — часть продолжающейся работы по согласованию условий углубления интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. 20 декабря в Санкт-Петербурге очередную встречу по этой теме проведут президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко.

Урезанная субсидия

С 2017 года Минск получает по так называемому индикативному балансу 24 млн т беспошлинной российской нефти в год, но фактически два завода перерабатывают только 18 млн т. Без маневра субсидия для этих заводов при переработке 18 млн т могла составить 1,9 млрд долларов в год, следует из слов заместителя главы «Белнефтехима» Андрея Бунакова (его цитировал «Интерфакс»). Остальные 6 млн из 24 млн т Беларусь «перетамаживала», получая в бюджет экспортные пошлины от продажи российской нефти. Такая схема действовала в 2017–2019 годах для компенсации цен на газ для Беларуси. Годовая стоимость «перетаможки» меняется в зависимости от цен на нефть. Например, в 2018 году, до того как Россия начала снижать экспортные пошлины, она оценивалась примерно в 2,3 млрд долларов.

В 2020 году «индикативный баланс» вновь составит 24 млн т нефти, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на «Белнефтехим» и Минэнерго. Но «перетаможка» нефти в него не входит, заявил в начале декабря вице-премьер Дмитрий Козак. Это означает, что белорусские НПЗ могут увеличить переработку до 24 млн т нефти. В декабре о такой возможности журналистам сообщил и глава «Белнефтехима» Андрей Рыбаков: «Белорусские заводы уже давно в состоянии переработать 24 млн т. Мы всегда стремимся к максимуму».

Точно рассчитать размер отрицательного акциза для белорусских заводов нелегко — в России он считается по сложной формуле и зависит от нескольких параметров, в том числе цен на нефть, корзины нефтепродуктов завода, его удаленности от экспортных рынков и т.д., пояснил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Вдобавок неизвестно, изменится ли формула для белорусских НПЗ. Для среднего российского завода отрицательный акциз с 2024 года составит 4 тыс. руб. на тонну, или 96 млрд руб. (1,5 млрд долларов) при переработке 24 млн т нефти, заключил аналитик.

Дешевый газ

Другим болезненным для Минска вопросом остается цена на газ из России с 2020 года, констатировал Семашко. Он должен быть согласован в ближайшие две недели, так как действующий договор о поставках российского газа в Беларусь истекает 31 декабря и до сих пор не определены ни объемы поставок, ни цена. Минск просит газ дешевле 100 долларов за 1 тыс. куб. м (сейчас Москва продает ему газ по 127 долларов за 1 тыс. куб. м), рассказал РБК источник, знакомый с переговорами с российской стороны. Уточнить число он отказался, однако отметил, что Беларусь больше не настаивает на том, чтобы Россия поставляла ей газ по такой же цене, как и Смоленской области, то есть по 73 доллара за 1 тыс. куб. м.

Ход переговоров

Активные переговоры об экономической интеграции России и Беларуси начались в конце 2018 года. Тогда Минск сформулировал основные проблемы, которые мешают экономическому сближению. Беларусь требовала снизить цены на газ и нефть, компенсировать налоговый маневр и снять сдерживающие меры для импорта своей продукции в Россию.

В начале сентября этого года премьер-министры двух стран утвердили проект интеграции — он представляет собой пакет из 31 «дорожной карты» в различных отраслях и направлениях сотрудничества — от разработки единого Налогового кодекса до формирования единой аграрной и промышленной политики. Правительства должны были представить все свои предложения президентам до 1 декабря, чтобы те 8 декабря, на 20-ю годовщину подписания договора о создании Союзного государства, их утвердили.

Последней решающей встречей перед подписанием плана интеграции президентами должны были стать переговоры премьер-министров в подмосковных Горках 19 ноября — к моменту встречи оставались несогласованными 15 «дорожных карт». Переговоры вышли тяжелыми, длились более семи часов, главам правительств удалось достичь согласия еще по нескольким пунктам, а неутвержденными остались 11 «дорожных карт». После этого премьеры встретились еще один раз — 6 декабря в Сочи.

7 декабря там же провели переговоры Путин и Лукашенко. Сообщивший об итогах переговоров министр экономического развития России Максим Орешкин ограничился общими формулировками о «плодотворной работе», но отметил, что был достигнут серьезный прогресс относительно нефти и газа. На следующий день посол Беларуси в России Владимир Семашко заявил, что Москва и Минск все еще не могут утвердить восемь «дорожных карт». По его словам, были согласованы все предложения по электроэнергетике и о сотрудничестве таможенных служб.

Последнее в рубрике