«Проедут даже иностранцы». Как проложить привлекательный веломаршрут в регионе
13.05.2020
Татьяна Жарносек, Экоидея

«Проедут даже иностранцы». Как проложить привлекательный веломаршрут в регионе

Лучшая инструкция – опыт команды из города, похожего на ваш. Памятка от Ecoidea.by в конце текста.

За последние три года благодаря финансовой поддержке Европейского союза в Беларуси появилась сеть новых велосипедных маршрутов. Все они оборудованы специальными навигационными знаками, стендами и картами для туристов. В сумме это более 1,5 тысячи километров дорог и тропинок, которые разведали и обустроили велоактивисты и велоактивистки из разных городов страны.

Веломаршруты – это рекомендованные пути передвижения, которые составлены с учётом исторических достопримечательностей, интересных мест для отдыха и ночлега. Очень важно и то, что такие маршруты рассчитаны на простых путешественников с их обычными физическими возможностями, а не на велогонщиков-профессионалов. Трек такого маршрута для удобства можно загрузить в навигатор.

Редакция Ecoidea.by поговорила с командами, что недавно организовали новые веломаршруты в Вилейке, Шумилино и Быхове. Теперь и вы узнаете, на что обращать внимание при создании таких маршрутов, с какими сложностями можно столкнуться и что обязательно нужно продумать заранее. Вдруг вдохновитесь и захотите сделать что-то подобное – ловите лайфхаки от бывалых.

1
Иллюстрация: Яна Бондарь

Найдите, что показать и о чём рассказать

На веломаршруте должны быть конкретные интересные объекты и явления. Фразы «красивая природа» или «много исторических памятников» ни о чём не говорят и вряд ли заинтересуют путешественников. Качественные фотографии, исторические факты, легенды – вот что привлекает. В итальянскую Верону миллионы людей ездят, чтобы посмотреть на домик Джульетты. Подумайте, что в вашем регионе станет таким домиком.

В Вилейке такой визитной карточкой стала историческая составляющая маршрута, рассказал член правления общественного объединения по содействию устойчивого развития Вилейского региона «ЗОВиК» Евгений Ивашкевич. Ещё одна особенность маршрута в том, что его осилит даже человек, давным-давно забросивший велосипед, или семья с маленьким ребёнком.

Не зацикливайтесь на велосипедах, советуют региональные активисты. Подумайте, какие виды транспорта могут ещё проехать по вашему маршруту. Можно ли прокатиться на самокате? Пройдёт ли человек, пользующийся инвалидной коляской?

Маршрут в Вилейке сейчас популярен среди любителей и любительниц скандинавской ходьбы, а вот в Быховском и Шумилинском районах большую часть трека можно проехать на автомобиле. Всё это привлекает людей, которые только присматриваются к велосипеду (или по каким-то причинам не могут им воспользоваться, но хотят путешествовать).

1
Иллюстрация: Яна Бондарь

Делать маршруты не только для своих

Очень важно, чтобы новые маршруты были понятно промаркированы. Тогда даже незнание языка поможет не потеряться, доехать до нужной точки. В этом смысле Шумилино – показательный пример. Здесь удалось обустроить и промаркировать маршрут по всем правилам.

– Часть маршрута у нас проходит по маленьким деревням района, в одной из них, когда мы устанавливали знаки, местный житель заявил, что знаки не нужны. Говорит, мол, любой здесь покажет дорогу заблудившимся, – вспоминает забавную историю председательница правления общественного объединения по содействию устойчивому развитию Шумилинского региона «ЭкоБУМ», заместительница директора Шумилинской районной гимназии-интерната Ирина Куликова. – Пришлось объяснять, что здесь будет проходить международный маршрут, могут ездить иностранцы. И важное условие – перемещаться должно быть удобно без посторонней помощи. Когда собеседник понял серьёзность намерений, предложил свою помощь.

Кстати, когда местные жители узнают о том, что по их деревне будут ездить гости, предлагают идеи того, как улучшить маршрут. Кто хочет местный пляж почистить, что рядом с маршрутом, кто задумывается о ремонте дома, «чтобы выглядел достойно».

Активисты предлагают думать на перспективу: можно ли как-то развивать созданные маршруты? В Быхове, например, решили: веломаршрут «Быховская кругосветка» – только начало. У активистов есть идея «достроить» туристический путь в единый магистральный маршрут от Кричевского до Краснопольского районов, а в каждом районе к центральному треку привязать другие маршруты.

Соберите команду

Невозможно создать маршрут в одиночку. Чем разнообразнее будет команда, тем, скорее всего, интереснее получится маршрут. И, соответственно, – больше пользователей и пользовательниц.

– В нашей команде работали люди с разными компетенциями: это и экономисты, и логисты, и философы, есть люди без высшего образования, – делится опытом вилейский активист Евгений Ивашкевич. – Многие родились в Вилейке и постоянно здесь живут, а некоторые уже «оминчанившиеся» приезжают сюда только по выходным, но каждый и каждая вносили посильный вклад в создание маршрута. Кто-то ездил на разведку территории, кто-то работал с дизайном карт, кто-то занимается продвижением, пишет статьи.

Чем больше разных людей сотрудничают, тем эффективнее результат.

1
Иллюстрация: Яна Бондарь

Тестируем и создаём вместе с теми, кто будет пользоваться

По словам директора Местного фонда развития территорий Быховского района Романа Мельникова, многие новшества в первую очередь оценивает именно молодежь. Например, поставили в городе веломаячок – первыми его протестировали школьники и школьницы. Дети начали привозить сюда свои велосипеды, вместе их ремонтировать.

Во многих городах именно учащиеся первыми публикуют новости и отзывы о городских изменениях в социальных сетях, что делает общественные проекты видимыми для других жителей.

Детям интересно вовлекаться и в процесс создания новой инфраструктуры, говорит учительница из Шумилино Ирина Куликова.

– Благодаря школьникам и педагогам мы заполнили описания треков, нанесли на карту все достопримечательности. Дети настолько увлеклись изучением родного края, что даже нашли родственников знаменитых людей и стали вести с ними переписку, – приводит пример она. – Мне кажется, что создание веломаршрутов можно частично включать в школьную программу – это увлекает.

Директор Местного фонда развития территорий Быховского района Роман Мельников советует рассматривать создание веломаршрута как отправную точку для развития туризма в регионе. Постепенно маршрут может «обрастать» инициативами местных жителей. Местные могут продавать фермерские деликатесы, приглашать остановиться для какого-нибудь развлечения.

Подружитесь с чиновниками

А лучше – пересадите их на велосипеды, советуют активисты. Ведь часто срабатывает человеческий фактор: если кто-то из чиновников лично разделяет ценность возможных изменений, то процесс идёт значительно быстрее. К примеру, в Вилейке главный архитектор района Дмитрий Горланов – заядлый велосипедист. Он активно ратует за развитие велодвижения в своём регионе.

Пересадка человека на велосипед: во Франции проведут сложнейшую операцию

Без сотрудничества с местной властью и ГАИ не обойтись на всех этапах: при маркировке маршрутов, размещении знаков, информационных стендов, при распространении информации в местных музеях, киосках и так далее. Исполком помогает сделать продукт привлекательным для района, а ГАИ – безопасным.

– Нашу региональную «велосипедизацию» двигает то, что мы всегда стараемся «вписать» наши мероприятия в планы исполкома, всю деятельность согласовываем с местными властями, – рассказывает Ирина Куликова.

Боль активиста в любом городе – смена человека у власти, который помогал развивать велодвижение в регионе. Такое было и у наших команд, но тут никак не застрахуешься. Нужно просто быть готовыми к дополнительным усилиям: новому человеку опять объяснить смысл, рассказать об идее и о том, зачем это городу.

1
Иллюстрация: Яна Бондарь

«Велоконституция»: в Гомеле велоактивисты и чиновники нашли общий язык

Делайте то, что вам интересно

И там, где вам бы хотелось. Присмотритесь, вдруг трек веломаршрута может проходить под окнами вашего дома.

– Меня часто спрашивают, почему я занимаюсь развитием Шумилино, а не Витебска. Да потому что я живу в Шумилино! – удивляется Ирина Куликова. – Я хочу делать местность лучше для себя, для своего окружения. Вот и вы делайте сами лучше то место, где живёте! Если хотите, могу научить. Научить, но не делать вместо вас.

Активистка убеждена, что все идеи возникают из потребностей. Когда делаешь что-то для себя, то обычно стараешься, в итоге пользу получают все.

Изучайте чужой опыт, доверяйте своему

Первый велосипедный маршрут уже создан. И второй. И десятый. Перед созданием своего воспользуйтесь алгоритмами, которые уже есть, это позволит избежать большого количества ошибок. Написано даже методическое пособие по созданию веломаршрутов.

Не стоит работать «с закрытыми глазами», изучите ситуацию, проконсультируйтесь со специалистами и специалистками, которые в этом разбираются.

– Мы очень рады, что в рамках реализации проекта «Городское велодвижение в Беларуси», который финансировался Европейским союзом, нам удалось пригласить к себе украинскую экспертку, которая помогала создать концепцию развития велосипедной инфраструктуры Быхова. Дальше вокруг концепции мы уже и выстраиваем работу, – говорит Роман Мельников.

Не стоит пренебрегать и опытом людей, которые живут рядом. При разработке региональных маршрутов совсем необязательно заказывать фотосъёмку у «раскрученных» фотографов или нанимать людей из туристического агентства для разведки маршрутов. Подумайте, есть ли рядом те, кто заинтересован помогать, а заодно – потренироваться.

– Мы могли бы заказать дизайн карт в Минске, но не стали этого делать. Стараемся на все работы привлекать именно местных, пусть даже у них это займет больше времени, – рассказывает Ирина Куликова.

Застрахуйтесь от недоброжелателей

Разрисованные стенды, сломанные знаки, разворованные веломаячки… Бывает, что благие усилия одних оказываются не по душе другим. В Вилейке, к примеру, один из бетонных столбов с велотуристическим знаком вандалы дотащили до реки и сбросили в воду.

По опыту команд избежать вандализма позволяют видеонаблюдение (часто оно есть на соседних зданиях). Если есть возможность, то первые веломаячки, велостоянки и велопаркови лучше всего устанавливать там, где они попадают под обзор видеокамер. При создании экотроп в Беларуси страхуют информационные стенды и экспонаты. Это можно делать, если есть финансовая возможность.

Такие меры позволяют обезопасить новшества, а у разрушителей есть время привыкнуть к новому, возможно, и желание вредить со временем исчезнет.

Будьте готовы, что даже если вы делаете доброе и важное для города дело, найдутся недовольные. Уж они-то найдут причину, почему ваш проект никуда не годится.

– Когда мы впервые презентовали наш городской веломаршрут в пять километров, то часть велосипедистов негативно отзывались о нашей работе. Говорили, что мы придумали какую-то ерунду, на таком участке не разгонишься, маршрут, чтобы «просто потоптаться на месте», – вспоминает Евгений Ивашкевич. – Конечно, мы объясняли, что наша целевая аудитория – это обычные горожане, которые готовы выделить для велопрогулки несколько часов, а не целые выходные. Они хотят взять с собой маленьких детей и просто уехать из центра города в живописное природное место.

Подготовьтесь к таким реакциям. Объясняйте, что ваша идея – не готовить трассы для гонщиков, а популяризировать велосипед как экологически дружественный транспорт.

1
Иллюстрация: Яна Бондарь

В Минске установили счетчик велосипедистов

Последнее в рубрике