«Проблема — зарплаты у айтишников выше». Минздрав — о развитии телемедицины в Беларуси
21.08.2019
Александр Заяц, TUT.BY, фото: Modern Healthcare

«Проблема — зарплаты у айтишников выше». Минздрав — о развитии телемедицины в Беларуси

Своим видением ситуации с TUT.BY поделился заведующий сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Беларуси Виктор Сидоренко.

По оценке Всемирной организации здравоохранения, Беларусь имеет большой потенциал по внедрению электронного здравоохранения, а также возможности за счет «преимущества позднего старта» в перспективе использовать накопленный в этой области международный опыт.

Последние несколько лет белорусские власти декларируют активную работу на законодательном и технологическом уровнях. Важной составной частью электронного здравоохранения является внедрение телемедицины. Глобальные компании инвестируют серьезные суммы в такие проекты. Что сделано в этом направлении в Беларуси и какие имеются перспективы?

— Как в Минздраве оценивают нынешнее состояние телемедицины в Беларуси, что уже сделано?

— Телемедицина — глобальный тренд в цифровой трансформации здравоохранения. Беларусь не является исключением. Главой государства внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении определено одной из приоритетных задач, стоящих перед отраслью. Развитие данного направления послужило основой для модернизации процессов оказания медицинской помощи гражданам путем расширения возможностей взаимодействия организаций здравоохранения и развития дистанционного оказания медицинской помощи населению с использованием современных технологий и потенциала лучших организаций здравоохранения при одновременном ускорении лечебно-диагностического процесса. Ключевым элементом и основой развития телемедицинских технологий в Беларуси стала Республиканская система телемедицинского консультирования, которая позволяет специалистам организаций здравоохранения различных уровней (район, область, республика) получать дистанционные консультации по сложным случаям у более опытных специалистов.

Сейчас этот вид консультаций используется в 251 организации здравоохранения (консультируемых и консультирующих). За первое полугодие 2019 года проведено более 9000 консультаций (для сравнения, за весь 2018 год — 7909). Это позволяет повысить доступность и качество оказания медицинской помощи населению независимо от места проживания, а также снизить затраты организаций здравоохранения и пациентов, как финансовые, так и временные. Например, нет необходимости направления пациента с районного уровня на областной.

— Какие самые яркие примеры можете привести?

— Хорошим примером реализации телемедицинских технологий, позволяющих организовывать дистанционное консультирование и снизить трудозатраты и расходы на оказание медицинской помощи, является единая телемедицинская система города Минска по цифровой флюорографии на базе консультационных центров 1-го и 2-го городских противотуберкулезных диспансеров и 40 городских поликлиник. В ней в режиме чтения и дублирования проведено более 1,8 миллиона цифровых рентгенограмм и более 82 тысяч удаленных телемедицинских электронных консультаций.

Активно используется телемедицинское консультирование и в регионах. Например, специалисты РНПЦ радиационной медицины и экологии человека (Гомель) проводят телемедицинские консультации коллег из регионов страны по радиологическому, эндокринологическому, гематологическому, офтальмологическому профилям с особым вниманием к пациентам, проживающим на территории, пострадавшей от катастрофы на ЧАЭС. За 6 месяцев текущего года в центре провели 450 консультаций (за весь 2018 год — 701 консультация).

— Проявляют ли интерес к данной теме белорусские резиденты Парка высоких технологий и иностранные инвесторы?

— Запущен пилотный проект системы видео-конференц-связи для телемедицинского консультирования разработчика из Российской Федерации TrueConf на базе организаций здравоохранения: РНПЦ неврологии и нейрохирургии, Брестская областная больница, Витебская областная больница, Гомельская областная больница, Минская областная больница, Больница скорой медицинской помощи Гродно, Больница скорой медицинской помощи г. Могилева, 5-я городская клиническая больница Минска, Больница скорой медицинской помощи Минска.

Компания EPAM реализует систему учета и отбора доноров органов и тканей. На базе Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии реализованы автоматизированные листы ожидания на трансплантацию.

Также мы планируем запустить в сентябре текущего года пилотный проект по дистанционному телемедицинскому консультированию пациентов в амбулаторно-поликлинических условиях на базе 39-й и 40-й клинических поликлиник Минска при участии оператора «Мобильные ТелеСистемы».

— Какие сектора или направления в области здравоохранения являются самыми актуальными (приоритетными, подготовленными) для внедрения телемедицины?

— В рамках реализации Централизованной информационной системы здравоохранения Республики Беларусь телемедицина развивается на качественно иной технологической основе и предполагает возможность диалога между медицинскими работниками, включая анализ статической (рентгенограммы, ЭКГ, ЭЭГ и др.) и динамической (видео- и аудио-фрагменты) информации о пациенте в режиме реального времени. Возможность совместного обсуждения всего комплекса медицинской информации предоставляет система видео-конференц-связи, обеспечивающая аудио-, видеообмен в режиме реального времени.

Телемедицинские технологии могут быть внедрены в различные области, связанные с оказанием медицинской помощи напрямую или косвенно. Не стоит забывать про использование телемедицины при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при подготовке (переподготовке, повышении квалификации) медицинских кадров.

Основными направлениями дальнейшего развития телемедицинских технологий видятся интернет-медицина и мобильное здравоохранение (mHealth).

В перспективе эти направления обеспечат консультации в ходе процесса оказания медицинской помощи или обучения, проведение образовательных мероприятий: лекций и семинаров, дистанционного тестирования и экзаменов, проведение мастер-классов и т.д., контроль жизненно важных функций организма (контролируемое лечение пациентов), мониторинг и анализ состояния здоровья и распространения факторов риска заболеваний населения Беларуси.

— Пару лет назад была утверждена концепция развития электронного здравоохранения в Беларуси до 2022 года. Что уже сделано в этом направлении, что делается, сколько требуется средств на создание центральной платформы электронного здравоохранения?

— К настоящему времени сформирован пакет конкурсных документов. Следует отметить, что при разработке учтены потребности не только отрасли здравоохранения, но и других заинтересованных ведомств, представители которых принимали участие в их разработке и согласовании на уровне межведомственной рабочей группы. Конкурс стартовал на международной площадке в феврале текущего года.

Параллельно проводится работа по созданию IT-инфраструктуры в организациях здравоохранения. Проходит закупка услуг по проектированию локально-вычислительных сетей для организаций здравоохранения. Следующим этапом предусмотрена поставка компьютерной техники. Также для управления ресурсами в данной области разработана система инвентаризации и контроля IT-инфраструктуры организаций здравоохранения республики.

Проводится работа по совершенствованию законодательства, начиная от Закона о здравоохранении и заканчивая переводом клинических протоколов в электронный вид.

Организована работа по стандартизации обмена медицинской информацией между медицинскими информационными системами.

На сегодняшний день производить итоговые расчеты стоимости центральной платформы электронного здравоохранения преждевременно. Стоимость определит международный конкурс, который завершается в конце текущего года.

— Реально ли все задуманное внедрить к обозначенному сроку?

— Для реализации задуманного сформирован офис ответственных специалистов, имеются финансовые ресурсы государства и Международного банка реконструкции и развития, поддержка со стороны правительства, министерств и ведомств, понимание происходящих процессов на местах. Поэтому все реально при максимальной отдаче от каждого специалиста, задействованного в реализации столь масштабного проекта. Однако стоит отметить, что 2022 годом все не закончится. Будет заложена основа электронного здравоохранения, которая в последующем будет развиваться и совершенствоваться по всем направлениям и службам отрасли. Например, в планах информатизация службы крови, цифровая трансформация управления силами и средствами скорой медицинской помощью в масштабах республики.

— Из каких источников финансируется внедрение электронного здравоохранения?

— Финансовое обеспечение электронного здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, предусматриваемых на эти цели. Также предусмотрено финансирование разделами Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016–2020 гг.» и Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы, а также внебюджетных средств организаций здравоохранения и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Большим вкладом в процессы цифровой трансформации являются средства Международного банка реконструкции и развития, выделенные по проекту «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь».

— Какие ресурсы для этого предусмотрены в бюджете?

— Всего на 2019 год запланировано финансирование из всех источников в размере более 32 млн рублей. Эта цифра включает финансирование приобретения прикладного программного обеспечения, системного программного обеспечения, вычислительной техники, строительство (модернизацию) локальных вычислительных сетей, средства электронной цифровой подписи, услуги связи, сопровождение программного обеспечения, техническое обслуживание вычислительной инфраструктуры.

— Есть ли барьеры или сложности, которые мешают внедрению электронного здравоохранения?

— Фраза «кадры решают все» не потеряла актуальности в наше время и применима для электронного здравоохранения. В настоящее время ИТ-специалисты в здравоохранении по уровню зарплаты уступают коллегам из ИТ-компаний. Часто это приводит к вымыванию кадров из отрасли, а для того, чтобы адаптировать вновь нанятого сотрудника к специфике работы в организации здравоохранения, затрачивается до трех месяцев.

Частично эта проблема решается мотивацией ИТ-специалистов руководством организаций здравоохранения, развития духа причастности к большой белорусской медицинской семье и вклада в процесс оказания медицинской помощи.

Посильную лепту вносит и университетская среда, где осуществляется подготовка будущих кадров для электронного здравоохранения. Например, в БГУ открыта специальность «информационные системы и технологии в здравоохранении». Проводится пересмотр программ обучения и в медицинских вузах, где для будущих врачей созданы курсы по информационным технологиям в здравоохранении.

Вместе с тем настало время задуматься о введении в Беларуси новой межсекторной специальности — «врач-кибернетик».

— Нынешняя нормативно-правовая база новым вызовам соответствует?

— К сожалению, развитие информационно-коммуникационных технологий опережает совершенствование нормативной правовой базы. Одним из приоритетов работы Министерства здравоохранения является сокращение этого разрыва. Ожидается, что внесение изменений в Закон о здравоохранении, принятие подзаконных актов позволит решить поставленную задачу. В проекте закона новые вызовы, которые связаны с внедрением информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении, не остались в стороне. Так, предусматривается дополнение Закона о здравоохранении отдельной главой, регулирующей вопросы информационного обеспечения в области здравоохранения. Предусматривается, что в рамках информационного обеспечения в области здравоохранения будет упорядочен процесс создания и эксплуатации централизованной информационной системы здравоохранения, оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Параллельно ведется подготовка сводного проекта постановления Министерства здравоохранения, устанавливающего формы медицинских документов, и соответствующего приказа Минздрава, предусматривающего изменение приказов, устанавливающих такие формы.

Завершена работа по нормативному закреплению нового вида медицинского документа: электронного рецепта врача. Теперь при соблюдении условий, закрепленных в законодательстве, врач, оформляя электронный рецепт, выдает пациенту только рекомендации по приему оформленного лекарственного средства. Принятие нормативных актов, регулирующих данное направление деятельности, позволит сократить расходы организаций здравоохранения на изготовление бланков рецептов, исключит случаи неправильной интерпретации рецептов, оформленных на бумажном носителе, исключит случаи утери рецептов гражданами, а также повысит их защищенность и устранит случаи подделки.

— Позволяет ли уровень проникновения интернета в небольших городах внедрять новые технологии?

— Безусловно. Проводимая Министерством связи и информатизации работа по модернизации сетей передачи данных создает большое подспорье для внедрения новых элементов в здравоохранении. Например, оснащение автомобилей скорой помощи планшетными компьютерами для ознакомления врача с историей болезни пациента, пока автомобиль едет на вызов.

Также с проникновением интернета в малые города и поселки у врача появляется возможность дистанционного обучения и доступа к базам медицинских научных библиотек.

Последнее в рубрике