Поправки в Конституцию: надо что-то менять, но как и когда?
30.08.2020
Виталий Чуясов, Office Life

Поправки в Конституцию: надо что-то менять, но как и когда?

В наше время трудно оставаться вне политики, но каждый воспринимает ее, конечно, по-своему. Для одних политика — это концентрированное выражение экономики, для других — геополитическая шахматная игра; для третьих — инструмент реализации собственных идей и амбиций. Но для сегодняшней Беларуси, которая оказалась четко расколотой на два лагеря, особую актуальность имеет еще один известный тезис: политика — это искусство компромиссов.

Готово ли общество прийти к компромиссу? Даже если сейчас и нет, то в долгосрочной перспективе это неизбежно. Тем более что и власть, и объединенная оппозиция, как ни удивительно это может показаться на первый взгляд, видят будущее принципиально одинаково. Эти взгляды сводятся к внесению поправок в Конституцию с целью достижения нового баланса интересов разных сил и отказа от поста «суперпрезидента» с «царскими полномочиями». Нынешние расхождения между действующей властью и представителями протестного электората — лишь в «дорожной карте» и сроках, в которых мы можем прийти к новой Конституции.

Действующий президент, напомним, предлагает подготовить соответствующие поправки в основной закон, потом вынести их на обсуждение, потом провести конституционный референдум и уже потом провести выборы новых органов власти — избрать нового главу государства, а также, можно предположить, новый парламент и новые местные органы власти. Такая последовательность, помимо всего прочего, позволит нам уйти от «разброса» времени проведения всех последующих выборов, проводить их раз, скажем, в пять лет одновременно. Это позволит не просто экономить на электоральных кампаниях, а, что самое важное, не вбрасывать страну в бессмысленные политические противостояния каждые 2-3 года. Возможно, у советников Александра Лукашенко есть еще какие-то идеи, но они пока не озвучены.

У объединенной оппозиции, как мы наблюдаем, логика несколько иная. Сначала она предлагает провести повторные президентские выборы, после чего новый президент должен... сделать то же самое, что ранее обозначил действующий глава государства: провести референдум по новой Конституции (не важно, будут это поправки в текст действующей или, как ранее предлагали сторонники Виктора Бабарико, возврат к тексту Конституции 1994 года без учета поправок, внесенных после референдумов 1996 и 2004 годов). Но после принятия нового или возврата к старому основному закону все равно потребуется проводить новые выборы, как минимум парламентские, а по-хорошему — и президентские, и местные тоже, чтобы «обнулить» ситуацию. Да и не факт, что в дальнейшем оппозиция не захочет вставить в текст Конституции 1994 года что-нибудь дополнительное.

Как быстро все это может произойти? У действующего президента формально есть пять лет, чтобы подготовить и провести эту политическую реформу. Оппозиция, если ей удастся по каким-то причинам реализовать свой сценарий, очевидно, будет стремиться уложиться в более короткий срок. Хотя с учетом всех подготовительных периодов (назначение новых выборов, создание проекта Конституции, объявление референдума, проведение новых выборов) процесс просматривается как минимум на 1,5-2 года. И это, конечно, без всяких непредвиденных обстоятельств и задержек.

Что в «сухом остатке»?

С обеих сторон все сводится к сути поправок в Конституцию. Свое видение Лукашенко пока не огласил, гадать на кофейной гуще бессмысленно, вариантов распределения президентских полномочий может быть масса, единого мирового стандарта в этом нет.

У объединенной оппозиции, если она выберет все-таки возврат к старой конфигурации начала 90-х, общий смысл поправок также будет сводиться к ослаблению роли президента и передаче большинства его полномочий другим представительским выборным органам.

То есть и президент, и оппозиция согласны в обеих принципиальных вещах: полномочий у главы государства должно быть меньше, а у других государственных институтов — больше. А вот у каких — здесь уже большой вопрос. Потому что если реформа будет реализована, например, по сценарию (еще пока секретному) Лукашенко, то дополнительные полномочия могут быть переданы, например, не парламенту или правительству, а так называемым «губернаторам» — сегодняшним председателям облисполкомов, которые сейчас назначаются президентом, но которые могут успешно избираться напрямую гражданами, а значит, иметь совсем другой политический вес. И это лишь один из возможных вариантов комбинаций.

Поэтому самое главное, от чего в итоге нам всем никак не уйти, — это обсуждение того, какой именно может быть новая Конституция и насколько она окажется жизнеспособной в исторической перспективе. Ведь нынешняя, судя по всему, продержится не более 20 лет — как-то не много для основного закона даже в наше стремительно меняющееся время. И тогда почему бы не начать обсуждение возможных поправок в Конституцию уже сейчас? Этому вопросу мы решили посвятить цикл публикаций на сайте officelife.media. Нас, как издание экономического профиля, будут интересовать прежде всего темы, связанные с обновлением системы управления государством и гарантии экономических свобод. Призываем присоединиться к нашей дискуссии всех заинтересованных экспертов, а также просто граждан, которым небезразлична судьба Республики Беларусь.

Последнее в рубрике