«Поныть, поговорить и полюбить себя». Белоруска придумала, как поддержать уставших мам
12.03.2021
Ольга Астапович, фото: из архива героини

«Поныть, поговорить и полюбить себя». Белоруска придумала, как поддержать уставших мам

Активистка и молодая мама Карина Малиновская организовала инициативу «Как ты, мам» – безопасное пространство для женщин, где они могут рассказать о чувствах и найти способ позаботиться о себе.

«Как ты, мам» – это группы психологической поддержки женщин, на которых мамы делятся переживаниями, тревогами и радостями, а психолог курирует процесс, следит за тем, чтобы атмосфера оставалась доброжелательной. Проект стартовал с трех групп, все они пока работают онлайн.

– Мне хотелось создать безопасное пространство для уставших мам, место, где можно открыто поговорить о том, что наболело. Другими словами, ныть и плакать, – делится задумкой Карина. – В этом меня поддержали три психолога, все они мамы и не понаслышке знают о тревогах этого периода жизни. Уже сегодня понятно, что моя идея востребована: в группах больше нет мест. В марте мы хотим открыть офлайн-группу, и в ней тоже забронированы все места.

Этот проект, по задумке, позволит женщинам лучше понять себя и свои потребности, полюбить и принять себя вне зависимости от существующих стереотипов об идеальном материнстве.

– Еще один огромный пласт проблем связан с представлениями о том, что мамы в декрете сидят и ничего не делают, – рассуждает активистка. – Однако женщина в декрете нередко совмещает в себе сразу несколько функций: присматривает не только за ребенком, но и за домом, готовит еду, занимается организацией досуга всей семьи. То есть выполняет большой объем невидимого неоплачиваемого труда, что закономерно может вести к усталости, нервным срывам и даже депрессии.

«Как ты, мам» – это продолжение проекта «Видеть себя», который Карина создала около двух лет назад. «Видеть себя» – это фотопроект о любви к своему телу. Он помогает участницам (а потом и зрителям) увидеть настоящую красоту женского тела.

– Я помню, как меня впечатлила реклама бренда Mothercare, которая транслировалась в Англии. Из нее на меня смотрели обычные женщины: кто-то с растяжками после родов, кто-то со шрамом от кесарева сечения. И эти женщины были прекрасны. Такого практически не встретишь у нас: в рекламе мы всегда видим идеальные женские формы, в которых не угадывается обычная женщина, – говорит Карина. – Тогда я подумала, что было бы круто исправить ситуацию.

Поддержка нашлась быстро – фотографки Лиза Мехедко и Анна Степанова откликнулись на просьбу поснимать женщин. Героини для первой фотосъемки тоже нашлись быстро.

– Для женщин участие в фотопроекте – что-то очень похожее на терапию. Взгляд на себя через камеру – не то же самое, что отражение в зеркале. Фотограф помогает увидеть себя красивой. В процессе мы подбадривали всех женщин – это, кстати, были мамы с детьми – говорили комплименты, создавали комфортную обстановку, – вспоминает Карина, которая также снялась для проекта вместе с Нильсом, тогда еще единственным сыном.

1

Чуть позже тематика проекта расширилась: моделями стали не только те, у кого есть дети, но и, например, женщины с татуировками, шрамами, женщины разного телосложения. И все они делились личными историями, переживаниями о своем отношении к себе в разные периоды жизни.

– Я создавала проект, чтобы показать настоящую красоту каждой из нас. Очень хочу, чтобы как можно больше женщин задумались про принятие себя. Именно поэтому после «мамской» съемки были и другие, – рассказывает активистка. – Я приглашала, к примеру, женщин старшего возраста. Тема возраста в нашем обществе табуирована, и про женщин в возрасте 60+ во многих сферах «забывают», могут не замечать, а это тоже – целые истории.

Продвигать любые проекты о бодипозитиве важно, по мнению активистки, чтобы формировать адекватное отношение к телу и личным границам, своим и чужим.

– Необходимо, чтобы мы все учились понимать, что вопросы у нас могут быть только к своему телу, никогда – к чужому. Нельзя переходить чужие границы, контролировать чужое тело и отношение человека к нему. Бодипозитив об этом, а не о пропаганде нездорового образа жизни, ожирения и привычки “ешь и толстей”, хотя я склоняюсь к тому, что каждый и каждая могут выбирать образ жизни, – говорит Карина.

Она тут же добавляет: стереотипы усложняют жизнь не только полным, но и худым женщинам, а бодипозитив – это не только о весе. Практически у каждой участницы проекта (да и наверняка у каждой белоруски) есть период в жизни, когда было тяжело принять себя настоящий. К непринятию тела, бывает, подталкивают партнеры, родители, и не последнюю роль в этом играет реклама, медиа.

– Одна участница рассказывала, как мама все детство повторяла про необходимость подкорректировать дочке форму носа. Другая с ужасом вспоминает секцию по гимнастике, где нужно было вписываться в жесткую норму веса и постоянно оставаться худой, что очень травмировало девочку в подростковом возрасте, – пересказывает некоторые истории создательница проекта. – Кто-то рассказала, что в детстве брала бритвенный станок и пыталась избавить и без того нежную кожу от любой растительности, чтобы, как в рекламе, “платочек скользил”…

Видеть красоту в разнообразии, а также бережно относиться к себе и другим саму Карину научили родители:

– Они никогда не говорили мне, что я какая-то не такая, что я не вписываюсь в нормы и общественные рамки. И в детстве, и сейчас они напоминают мне, что я красивая. Никогда не рекомендовали что-то подправить. Мне кажется, именно такая поддержка родителей закладывает мощный фундамент, важно участие и других близких: мужа, друзей, подруг. Это, к счастью, у меня есть. Хотя не могу сказать, что я принимаю себя на сто процентов.

Предшествовали бодипозитивным поддерживающим проектам экологические, которые пришлось временно приостановить из-за пандемии. Это, например, Zero Waste Market. Маркет собирает всех тех, кто производит товары и предоставляет услуги с «нулевым» отходным следом. В это время желающие познакомиться с экологически дружественной концепцией zero waste могут вникнуть в тему, прослушав бесплатно тематические лекции и презентации инициатив, работающих над уменьшением количества мусора в стране. Это новое для Минска (да и Беларуси) событие Карина делает вместе со своей подругой Ксюшей Малюкой.

«Глупо думать, что наш стаканчик не окажется в океане». Организаторки Zero Waste Market о своей идее

Последнее в рубрике