Получит ли Беларусь нефтяной «пряник» от Кремля теперь?
23.09.2020
Татьяна Маненок, Наше мнение

Получит ли Беларусь нефтяной «пряник» от Кремля теперь?

Новый этап торгов вокруг налогового маневра.

Резкий разворот Лукашенко на Восток и его заявления о готовности к углубленной интеграции с РФ активизировали вопрос возможной компенсации Беларуси потерь от налогового маневра в нефтяной сфере. В свое время эта проблема подстегнула официальный Минск к поиску нефтяной альтернативы, что стало демонстрацией его намерений выбраться из интеграционных объятий Москвы.

Налоговый маневр как фактор поворота Минска к политике многовекторности

Напомним, Россия с 1 января 2019 года приступила к завершению налогового маневра в нефтяной отрасли. Он предусматривает снижение в 2019-2024 годах ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на 5 п.п. в год с доведением ее до нуля к 2024 году, а также одновременно повышение в РФ ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате с 2024 года цена российской нефти для Беларуси приблизится к мировой.

Цена этого вопроса для белорусской экономики очень высока. Ранее официальный Минск  оценивал потери от налогового маневра за шесть лет его проведения в РФ суммарно в USD11 млрд. Позже эта цифра была скорректирована с учетом изменившейся нефтяной конъюнктуры. По оценкам белорусских властей, с 2019 года по 2024 год потери белорусских НПЗ от налогового маневра при мировой котировке нефти USD60 за баррель составят USD5,8 млрд. К этой сумме следует добавить потери белорусского бюджета, которые  в этот период оцениваются в USD3 млрд.

По оценкам, в 2020 году Беларусь потеряет из-за налогового маневра около USD400 млн. Потери бюджета в 2021 году от российского налогового маневра правительство Беларуси оценивает в BYN350 млн (около USD136,4 млн). Оценка сделана с учетом прогнозной мировой цены на нефть в USD40 за баррель.

Можно сказать, что белорусские власти никогда не прекращали попыток добиться от РФ компенсации потерь от налогового маневра. Они  использовали весь свой арсенал возможностей для торга, в том числе  апеллировали к соглашению ЕАЭС, при подписании которого стороны урегулировали все спорные вопросы по условиям поставок газа и нефти для Беларуси.

Однако Кремль был непреклонен. Правительство России четко заявило о нецелесообразности предоставления Беларуси нефтяных компенсаций. Вслед за чем Минфин РФ порекомендовал официальному Минску решать этот вопрос в рамках реализации «дорожной карты» по унификации налогового законодательства. Проектом этого документа предусмотрено подписание ряда межправительственных соглашений о применении в Беларуси норм Налогового кодекса РФ в отношении всех налогов и сборов, а также налогового администрирования (за исключением единичных изъятий).

Напомним, правительства Беларуси и России  в сентябре 2019 года парафировали программу углубления интеграции в рамках Союзного государства, а также утвердили перечень из 31 «дорожной карты» в различных сферах. Планировалось подготовить и согласовать проекты к ноябрю, после чего президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин должны были утвердить весь пакет интеграционных документов 8 декабря 2019 года. Однако подписание пакета не состоялось.

После чего посол Беларуси в России Владимир Семашко признал, что вопрос по компенсации издержек из-за налогового маневра – одна из самых сложных проблем в двусторонних отношениях Минска и Москвы. «Пока мы не договоримся по унификация налогового законодательства, невозможно будет развязать этот вопрос», – подчеркнул Семашко.

Госсекретарь Союзного государства Росси и Беларуси Григорий Рапота также назвал последствия налогового маневра в нефтяной сфере России основной проблемой в белорусско-российских отношениях. «В прошлом году в России введен налоговый маневр, который отразился на всех энергоносителях. И, естественно, белорусская сторона поставила вопрос о том, что, поскольку вы приняли такой закон, мы несем убытки. Их можно не считать убытками, но во всяком случае тем планам на формирование бюджета, которые были у белорусской стороны, теперь не суждено сбыться», – цитировало Рапоту ИА Белта в начале июля.

По его словам, в ответ российская сторона поставила условие: она готова подумать над этим вопросом, но при этом необходимо определиться с тем, какое образование создают два государства. «Были созданы рабочие группы по 31-й дорожной карте, которые по идее должны были ответить на этот вопрос. На этот вопрос окончательного ответа пока нет, а ценообразование пока остается предметом обсуждения», – сказал Рапота. «Это, пожалуй, основная проблема, которая возникла у нас в экономических отношениях и, наверное, как-то отражается и на политических», – заявил он.

Торг за нефтяную компенсацию: новый дубль

Любопытно заметить, что посол Беларуси в России Владимир Семашко еще в начале июня сообщил о готовности белорусской стороны в сентябре-октябре 2020 года вернуться к интеграционным переговорам, в рамках которых ранее уже было согласовано 28 «дорожных карт».

Неужели за два месяца до президентских выборов  в Беларуси посол уже прогнозировал острейший политический кризис в стране и ожидаемую на этот кризис реакцию белорусских властей – поворот на Восток?

Похоже, что сейчас этот сценарий начинает сбываться. По крайней мере, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота это уже поспешил подтвердить. «Движение (по компенсации российского налогового маневра для Беларуси – ред.) есть. Насколько оно будет быстрым и насколько быстро даст результаты, мне сказать трудно. Но движение началось. Мне кажется, достигнуто некое взаимопонимание, как двигаться дальше», – сказал Рапотта в эфире телеканала «Беларусь-1»20 сентября.

Он считает, то «решать эту проблему в любом случае придется». «Это понимание есть. И это заставляет обе стороны работать», – сказал Рапота.

Пока вопрос компенсации обсуждается на межведомственном, межправительственном уровне. На площадку Союзного государства он еще не вынесен. «Но, видимо, будет, поскольку уже сейчас предложено рассмотреть вопрос о гармонизации налогового законодательства», – добавил Рапота.

Выполнит ли Минск условие Кремля?

Очевидно, что позиция Москвы в отношении компенсации потерь Беларуси от налогового маневра после выборной кампании в стране не изменилась. Отметим, что эта позиция остается неизменной на протяжении последних полутора лет, за которые в России успело смениться правительство. Недавно премьер-министр РФ Михаил Мишустин в очередной раз увязал вопрос нефтяной компенсации с реализацией «дорожных карт» по углублению союзной интеграции.

«Я глубоко верю в потенциал Союзного договора. Считаю, что работа, которая была проведена, связанная с интеграцией и проработкой «дорожных карт» по всем направлениям взаимодействия с Белоруссией, была сделана отличная. Верю в то, что если мы совместно по этим картам создадим единое пространство, в частности, и примем, так сказать, с изъятиями, возможно, единый налоговый кодекс. Когда мы сможем унифицировать наши ставки, подходы, то мы сможем разговаривать, в том числе о механизме ценообразования на энергоносители уже, как в принципе и предлагают наши белорусские партнеры… Предложения мы свои сказали, обозначили нашу позицию», – заявил он в ходе отчета правительства РФ в Госдуме РФ 22 июля.

Таким образом, очевидно, что Москва без углубленной интеграции субсидировать белорусскую экономику не намерена. В то же время столь же очевидно, что нынешний острейший политический кризис в Беларуси и уже признанная Европой нелегитимность А. Лукашенко являются плохим фундаментом для возвращения союзников к переговорам по «дорожным картам».

К тому же, не факт, что Лукашенко готов к переговорам на условиях Москвы. В интервью представителям российских СМИ 8 сентября он заявил о неизменности белорусских подходов в вопросах интеграции – «на равноправной основе» и на базе уже существующих в Союзном государстве институтов.

Что может означать неготовность Лукашенко к подписанию всех «дорожных карт», а стремление для сохранения собственного политического веса продолжить интеграционный торг по принципиальным опросам. Согласиться на российские условия его может заставить разве что обострение экономических и политических проблем в стране, когда деваться ему будет уже некуда.

Последнее в рубрике