Почему студенты обманывают преподавателей
24.12.2019

Почему студенты обманывают преподавателей

Исследователи изучили, как образовательная среда — поведение сокурсников — стимулирует академическую нечестность.

Скачивание курсовых, попытки выдать чужие работы за свои и шпаргалки на экзамене часто объясняют нежеланием учиться. Студент не хочет тратить время и силы на подготовку и предпочитает списать.

Однако дело не только в низкой мотивации, но и в особенностях образовательной среды, показали исследователи Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Евгения Шмелева и Татьяна Семенова.

Образовательная среда — стиль поведения одногруппников и преподавателей. Например, степень их терпимости к академической недобросовестности. Студенты мошенничают чаще, если уверены, что так действуют многие однокурсники. И даже вероятность наказания за махинации не всегда принимается в расчет.

В непрозрачной образовательной среде академическая нечестность воспроизводится, показал лонгитюд с участием более 900 студентов разных факультетов четырех вузов. Они опрашивались дважды: на первом курсе на старте обучения и в конце второго курса.

Исследование выявило любопытную ситуацию.

 С одной стороны, абсолютное большинство учащихся (более 80%) признают, что плагиат и списывание недопустимы.

С другой стороны, на практике все складывается иначе. Половина респондентов заявила, что хотя бы раз вела себя нечестно уже на первом курсе (чаще речь шла о списывании).

При этом многие сознавали риски наказания за академический обман.

Однако эта угроза, по-видимому, недостаточно действенна. Если в случае со шпаргалками она хоть как-то останавливает студентов, то с плагиатом — нет. Учащиеся присваивают чужой текст вне зависимости от рисков санкций. И считают, что это обычная практика.

Почему белорусские вузы теряют студентов?

Каждый третий опрошенный уверен, что большинство одногруппников списывают и прибегают к плагиату.

Эти данные перекликаются с другими. Так, в исследовании среди будущих экономистов и управленцев в восьми университетах России каждый шестой считал, что в его вузе большинство экзаменов можно сдать с помощью списывания. И более трети были убеждены, что их одногруппники скачивают работы из интернета.

Со временем такой стиль поведения становится для студентов привычным. Показательно, что «опытные» студенты более терпимы к академическому обману, чем первокурсники.

Экспансии академической нечестности, по данным исследований, способствует многое.

Студенты нередко считают мошенничество оправданным. Кому-то кажется, что, чем тратить усилия на подготовку к зачету, проще списать. Иногда списывание и вовсе трактуется как взаимопомощь — почему не помочь товарищу на экзамене.

 Опыт списывания в школе часто продолжается и в вузе.

Часто вузам, особенно небольшим региональным, по финансовым причинам невыгодно отчислять студентов. Они вынуждены держаться даже за тех, кто не хочет учиться.

Университеты и преподаватели не всегда последовательно борются с академическим обманом. Да и в обществе в целом часто снисходительно относятся к списыванию.

Несомненно, на степень добросовестности влияет и мотивация к учебе. Одни студенты внутренне заинтересованы в знаниях и поэтому учатся в полную силу. Другим достаточно продемонстрировать свои способности (или избежать демонстрации некомпетентности) и получить приличную оценку. Такие учащиеся мошенничают чаще.

Риски более частого плагиата возрастают, если студенты полагают, что большинство одногруппников действуют так же.

Не исключено, что простой опыт наблюдения за студентами, которые сжульничали, но избежали санкций, оказывается весомее представления о возможном наказании, пишут авторы. Бывает и так, что преподаватели не заметили плагиата. Так или иначе, ситуация с ним, по сравнению со списыванием, больше регулируется на уровне вуза.

Этот вид мошенничества также связан с самооценкой успеваемости. Троечники чаще присваивают чужие идеи, чем отличники.

Оценка поведения сокурсников влияет и на списывание. Студенты, считающие, что так делает большинство, чаще списывают и сами.

Но, в отличие от плагиата, частота этого вида мошенничества также связана с поведением преподавателей. Чем выше вероятность санкций, тем ниже риски таких махинаций. В отличие от плагиата, частота списывания не различается по вузам.

Как и в случае с присвоением чужих идей, частота списывания коррелирует с самооценкой успеваемости. Троечники списывают активнее.

Почему люди важнее, чем прямые инвестиции в экономику

Последнее в рубрике