
Почему сокращение трудоспособного населения — благо, а не угроза
Автоматизация перевернула традиционную экономическую мудрость с ног на голову.
В течение полувека, начиная с 1970 года, суммарные коэффициенты рождаемости в странах Северной и Западной Европы упали ниже двух, а южноевропейские страны десятилетие спустя повторили эту тенденцию. Сейчас средний показатель по Европе составляет 1,6, и ни одна страна не превышает 1,85.
Коэффициент рождаемости в Канаде составляет 1,53, в США —1,78. Богатые, успешные общества выбирают уровни рождаемости, которые подразумевают постепенное сокращение населения.
Традиционно многие комментаторы сетуют на неизбежные последствия того, что население «трудоспособного возраста», часто определяемое как люди в возрасте от 15 до 64 лет, сокращается по отношению к населению в возрасте 65 лет и старше. Но в мире быстро расширяющегося потенциала автоматизации производства демографическое сокращение в значительной степени является благом, а не угрозой, пишет Project-syndicate. Автоматизация делает невозможным достижение полной занятости в странах, которые все еще сталкиваются с быстрым ростом населения.
Например, быстрый рост трудоспособного населения в Индии — в течение ближайших нескольких десятилетий примерно на 10 миллионов в год — на самом деле является одной из главных экономических проблем страны. Хотя ежегодный рост ВВП в среднем составлял около 7% в течение последних пяти лет, он был обеспечен ведущими компаниями, применяющими современные технологии. Демографический рост почти не создал новых рабочих мест, и все большая доля населения Индии либо безработна, либо частично занята в огромном низкопроизводительном неформальном секторе страны.
Китай и Япония, которые, наоборот, сталкиваются со значительным сокращением численности трудоспособного населения, имеют гораздо больше возможностей для внедрения автоматизации, не опасаясь последствий занятости.
Наибольшие демографические проблемы возникают не в странах, сталкивающихся со снижением роста и постепенным сокращением численности населения, а в Африке, которая по-прежнему охвачена быстрым ростом численности населения, утверждает автор статьи.
Из экономической истории последних 70 лет известен только один проверенный путь от нищеты к среднему и высокому уровню доходов, и он предполагает этап, на котором создается большое количество рабочих мест в ориентированных на экспорт производственных секторах. Корея, Тайвань, Китай и Бангладеш следовали этой модели развития, и многие африканские страны сейчас стремятся сделать то же самое.
Но эта модель находится под угрозой в мире, где производство может быть почти полностью автоматизировано и где большая часть продукции обрабатывающей промышленности (при относительном малом количестве рабочих мест), может вернуться в развитые страны.
Эфиопия является одной из стран Африки с наилучшей политикой и перспективами, но даже там будет почти невозможно создать рабочие места достаточно быстро, чтобы поглотить трудоспособное население, которое, по прогнозам, вырастет с 43 миллионов в 2015 году до 110 миллионов в 2050 году.
Автоматизация перевернула традиционную экономическую мудрость с ног на голову: больше процветания при меньшем количестве.
Что будет с нашей экономикой, если женщины начнут рожать по одному ребенку в 35
Хотите знать больше? Читайте нас в Telegram