Почему платить налоги в Беларуси — настоящее искусство
29.07.2020

Почему платить налоги в Беларуси — настоящее искусство

Действующие в Беларуси общий, особенные и упрощенные режимы налогообложения создают достаточно пеструю картину доходов бюджета.

В ежегодном рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса Беларусь находится на 49 месте из 190 стран. А в части налогообложения мы лишь на 99 месте. Хуже позиция только по доступу к кредитованию ー 104 место. Беларусь подводит большое число платежей, затраты времени на их администрирование и, как результат, высокая нагрузка на экономику.

Налоговые доходы являются основным источником пополнения бюджета Беларуси. Они составляют около девяноста процентов доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами. Здесь прежде всего речь идет о НДС, поступления по которому за 1 квартал текущего года составили треть общего объема доходов бюджета. Еще около четверти поступлений приносит подоходный налог с физлиц. Десятую часть доходов составляют акцизы (топливо, алкоголь и табачные изделия). Оставшуюся часть налоговых поступлений формируют еще порядка десяти видов платежей, в том числе поступления от особых видов налогообложения.

Поступления по упрощенной системе налогообложения

Одним из инструментов стимулирования развития малого и среднего бизнеса в Беларуси является наличие упрощенной системы налогообложения. На 1 апреля текущего года ее применяет более 248 тысяч плательщиков. Данный режим налогообложения от года к году выбирает все большее число плательщиков. С 2016 года их число возросло на 25 процентов. Соответственно возрастал и удельный вес поступлений от упрощенной системы налогообложения в доходах, контролируемых налоговыми органами — с 4,8% в 1 квартале 2017 года до 6% за 1 квартал текущего года. Применяют упрощенку как индивидуальные предприниматели, так и организации.  Поступления от последних составляют две трети общего объема платежей по упрощенной системе. В среднем на одну организацию, работающую по упрощенной системе в 2019 году, пришлось 6153 рубля поступлений в бюджет, в то время как от ИП работающего на упрощенке — в среднем 1551 рубль.

Рост интереса к упрощенной системе налогообложения и, как следствие, объема поступлений, свидетельствует об эффективности ряда мер по налоговому стимулированию малого бизнеса. Этому способствовало снижение как ставок при упрощенной системе налогообложения, так и упрощение порядка работы по данной системе. Вместе с тем, несмотря на очевидные достоинства упрощенной системы налогообложения, ее применение не всегда является однозначно выгодным. Поэтому, например, среди индивидуальных предпринимателей, упрощенной системой пользуется 68,8% плательщиков от их общего числа за первый квартал 2020 года. Оставшиеся являются плательщиками единого налога (24,7%) или применяют общую систему налогообложения (6,5%).

Поступления от уплаты единого налога

Помимо упрощенной системы, одной из самых распространенных и несложных в исчислении систем налогообложения, применяющихся на территории Республики Беларусь, является уплата единого налога. Плательщиками единого налога могут быть как индивидуальные предприниматели, так и физические лица, деятельность которых не считается предпринимательской. Перечень работ и услуг, подпадающих под единый налог довольно широк и подвижен. Под уплату единого налога подпадают самые различные услуги от сборки мебели и уборки жилья, до нанесения аквагрима и работы тамадой.

На 1 апреля 2020 года в Беларуси насчитывается около ста тысяч плательщиков единого налога. Размеры единого налога выражаются в фиксированных суммах и устанавливаются отдельно в каждом регионе по каждому виду деятельности. Ставка варьируется от 9 рублей/месяц для колки дров в сельской местности до 438 рублей/месяц при торговле автомобилями.

Общее число плательщиков единого налога более-менее стабильное. Тем не менее с 2016 года среди индивидуальных предпринимателей число плательщиков единого налога снижается с 88,7 до 74,1 тысячи, а среди физлиц напротив возрастает с 23,8 до 45,7 тысячи. В 2019 году средний размер поступлений в бюджет от одного плательщика единого налога среди индивидуальных предпринимателей составил 1379 рублей в год, а среди физлиц 192 рубля в год.

Поступления налогов от свободных экономических зон

Особые режимы налогообложения применяются для резидентов свободных экономических зон. Созданные в каждой области, они призваны привлекать иностранные инвестиций, создавать новые рабочие места, развивать науку и торгово-экономическое сотрудничество. Рост налогооблагаемой базы не входит в число приоритетов СЭЗ. Должно быть поэтому они зачастую больше получают бюджетных средств, чем уплачивают налогов.

Поступления платежей в бюджет от резидентов СЭЗ непостоянны и незначительны по сравнению с иными режимами налогообложения. Их совокупный удельный вес в общем объеме поступлений в бюджет составлял в 2019 году около 0,3% в или 77,9 млн. рублей на 406 резидентов семи СЭЗ Беларуси. В разрезе регионов основу всей совокупности поступлений в бюджет составляют платежи от столичной СЭЗ, в то время как аналогичные зоны Гомельской или Могилевской области ежегодно получают компенсации из бюджета.

Поступления налогов от ПВТ

Налогообложение, созданное для резидентов парка высоких технологий, является предметом зависти других отраслей экономики. Резиденты парка освобождаются от корпоративных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Подоходный налог для сотрудников компаний-резидентов имеет фиксированную ставку 9% и не включается в совокупный годовой доход. Такой режим ведет к быстрому росту числа резидентов парка. Вместе с ними увеличиваются суммы отчислений в бюджет. Так если в первом квартале 2018 года резиденты парка заплатили налогов на 37,5 млн. рублей, то в 1 квартале 2020 года уже 87,2 млн. рублей.

По мере развития парка высоких технологий, приток более мелких по объему работ компаний приводит к снижению средней величины уплачиваемых на одного резидента налогов. Так, например, в первом квартале 2018 года на одного резидента парка приходилось 170 тыс. рублей отчислений в бюджет, то в 1 квартале 2020 года уже 119 тыс. рублей.

Система налогообложения Беларуси активно развивается. Зачастую слишком активно для налогового законодательства, которому в принципе для эффективного применения рекомендовано постоянство. Изменчивость налоговой системы оказывает негативное влияние на рост экономики, деловой климат в стране и возможности долгосрочного взаимодействия с зарубежными партнерами. С другой стороны, глобализация экономики и цифровизация вынуждают адаптироваться к изменяющимся условиям. Так рождались льготные режимы для ПВТ и Великого камня. Таким образом, государство с помощью существующей системы налогообложения делает ставку на выбор приоритетов развития для поддержания макроэкономической стабильности, снижая значение налогообложения для создания здоровой конкурентной среды. Кроме того, несмотря на расширение возможностей уплаты платежей, особенно субъектами малого и среднего бизнеса, проблемы администрирования налогообложения остаются актуальными. Поэтому платить налоги — по-прежнему настоящее «наше искусство».

Кто и сколько задолжал белорусским банкам

Последнее в рубрике