Почему для Беларуси сейчас так важно говорить о себе

Почему для Беларуси сейчас так важно говорить о себе

Как сегодня Беларусь должна рассказывать о себе миру, чтобы внимание к нашей стране не ослабевало?

Белорусским журналистам, политикам и гражданским активистам пока приходится наощупь искать ответ на этот вопрос.

Один из вариантов — обратить внимание на опыт тех, кто уже прошел похожий путь. В свое время Украина прошла через два Майдана, аннексию Крыма, а сейчас переживает затяжной военный конфликт на востоке страны и находится в перманентно натянутых дипломатических отношениях с Россией. Эти факторы вынудили украинские медиа научиться самостоятельно формировать информационный поток о своей стране и поддерживать обсуждение актуальных проблем.

Как им это удалось? Вот несколько лайфхаков от украинских коллег.

Принять свою неглавную роль в мире, но объяснить самим себе, почему мы важны

Стоит признать, что с точки зрения мирового масштаба ни Украина, ни Беларусь не являются странами, играющими главную роль, — по сравнению с тем же Китаем или США, — говорит Владимир Ермоленко из Ukraine World. — С этим надо жить. Но у нас есть возможность сделать наши особенности нашей силой. Геополитическое положение наших стран и есть наша уникальность.

Эксперт уверен, что, оценивая себя на мировой арене, мы должны четко понимать, что важно для всех стран, а что — только для нас.

— Есть проблемы, которые по определению не могут заинтересовать европейца, к примеру. Почему? Да потому что у него много своих проблем! Но это не значит, что мы должны нивелировать свою значимость, — дополняет Владимир Ермоленко.

Наши страны, как и Грузия, и Молдова, способны привнести в развитие международных организаций динамику, отмечает со своей стороны Елена Павленко, президент аналитического центра DiXi Group.

— За время нашей борьбы мы создали свои, новые ценности. И они, безусловно, станут важным вкладом в развитие мировой истории, — подчеркивает Елена.    

Отказаться от роли жертвы или просящего

Роль жертвы, как и роль просящего, опасна не только своей предсказуемостью и одинаковостью — к ней легко привыкнуть.

— Эта позиция транслируется на подсознательном уровне, и отношение к жертве — соответствующее, — отмечает Елена Карбу, руководитель офиса по связям украинских аналитических центров в Брюсселе.

— Нам потребовалось некоторое время, чтобы понять, что нельзя обращаться к миру с позиции «дай-дай-дай» и что Украина — это не одни сплошные проблемы. У нас есть, что предложить со своей стороны, мы часть европейской семьи и мы тоже участвуем в движении вперед, — говорит главный редактор платформы Euromaidan Press Аля Шандра.

Научиться внутри страны сотрудничать и принимать разные точки зрения

Нет ничего удивительного в том, что порой иностранному журналисту по каким-то причинам не удается передать ситуацию в ее глубине и объеме, как это видит человек, живущий внутри страны.

— В наших интересах наполнять глубокой и исчерпывающей фактурой информационное поле или предоставить журналисту возможность найти нужного эксперта. Более шести лет назад мы начали формировать сообщество журналистов, экспертов, общественных деятелей — людей, способных аргументированно и грамотно рассказать миру об Украине, — говорит Владимир Ермоленко. - Естественно, вы мы разных взглядов и убеждений. Мы постоянно спорим, но это не мешает нам сотрудничать.   

Говорить на понятном языке

О том, как быстро информационный вакуум заполняет более проворный и агрессивный производитель информации, украинские журналисты знают на своем опыте.

Елена Павленко отмечает, что в свое время украинцы были поражены, как европейские СМИ начали транслировать пророссийскую позицию в отношении «Южного потока»:

— Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы донести украинское видение этого вопроса. Чтобы оно было понятным, доступным (на английском языке) и аргументированным (подкреплено документами). Отдельно пришлось доказывать, что Украина — надежный партнер, которому можно доверять. Все это были последствия информационной атаки со стороны России.

При создании текстов для иностранного читателя мы всегда пытаемся оценить, будет ли он понятен абсолютно любому жителю планеты, советует Аля Шандра.  

Использовать все возможные пути для продвижения информации

В августе, когда информация о вашей стране была так важна и нужна, белорусы очень быстро организовались и создали востребованные англоязычные ресурсы, отмечает Аля Шандра.

Украинцы на нынешнем этапе сумели наладить распространение информации о своей стране на самых разных уровнях: как через общение с журналистами, так и на уровне европейских политиков и дипломатов.

— Нет здесь неэффективных решений, — уверена Елена Павленко. — Чтобы донести нашу точку зрения, мы печатали брошюры с развенчанием мифов о нас, ездили и встречались со специалистами. Надо говорить, убеждать и показывать, чего мы хотим. И тогда нас услышат.

Последнее в рубрике