Почему чиновники покидают службу и как их удержать
13.04.2021

Почему чиновники покидают службу и как их удержать

Эксперты исследовательского центра BIPART Полина Макарова, Светлана Кулеш и Наталья Рябова проанализировали причины и подготовили рекомендации, к которым стоит прислушаться, чтобы повысить престиж государственной службы.

В ходе исследования «Почему они уходят: анализ причин смены места работы государственными служащими Беларуси» была проведена фокус-группа с участием десяти человек, которые по собственному желанию покинули государственную службу не более чем пять лет назад, а также полуструктурированные интервью с бывшими госслужащими. В интервью принял участие 21 респондент.

В фокус-группе принимали участие лица с опытом работы в госструктурах разного уровня — от министерств и государственных комитетов до организаций районного подчинения. По итогам фокус-группы удалось выявить своего рода «болевые точки» — темы, которые вызывали наиболее острые и оживленные дискуссии, на основании которых была составлена анкета для полуструктурированного интервью.

Три причины ухода

«Авральность» работы. Первая группа причин связана с распределением рабочей нагрузки в организации, и тем, насколько оно соответствует представлениям респондентов о временных затратах на работу и личную жизнь.

Устранение или смягчение такого фактора, как «авральность» работы госслужащих, вряд ли возможно без глубоких изменений в общих подходах к государственному управлению, однако при этом шаги по внедрению определенной гибкости в графике работы (удаленная работа, гибкое расписание) кажутся нам довольно реалистичной перспективой.

Подавление инициативы. Вторая группа причин ухода с госслужбы связана с ограниченными возможностями профессиональной реализации госслужащих и их карьерных ожиданий. В эту группу входят такие факторы, как возможность продвигать свои идеи, реализовывать карьерные амбиции и развиваться профессионально. Главной проблемой, с точки зрения исследователей, здесь является отсутствие четких формальных правил, регулирующих данные процессы.

Особого внимания заслуживает ситуация в региональных органах власти. Как представляется из анализа ответов респондентов, организационная культура (под которой понимаются нормы и ценности, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления) в этих структурах отличается от той, которая существует на уровне центральных органов. Представляется, что большее значение в ней имеют личные связи, чем возможность проявления инициативы или донесения своей точки зрения до руководства. Такое положение дел не только способствует оттоку кадров, но и негативно сказывается на общей эффективности работы и поэтому заслуживает самого пристального внимания.

Деньги. Финансовый фактор не является ни единственной, ни первоочередной причиной смены работы и ухода с госслужбы. Большее значение имеет своевременная индексация заработной платы, а также то, насколько справедливо (в восприятии сотрудников) она соотносится с уровнем ответственности в организации. Имеет значение также соотносимость заработной платы с оплатой позиций со сходным уровнем ответственности в частном секторе.

Советы экспертов

— Изучить возможность внедрения более гибких форм организации рабочего времени для государственных служащих;

— Усовершенствовать работу с кадрами на госслужбе, в первую очередь, за счет разработки и реализации общих подходов к профессиональному развитию, которые предоставляют равные возможности всем госслужащим и не зависят от случайного доступа к соответствующей информации (единый портал, онлайн-курсы);

— Переориентировать работу с кадрами на разработку программ по развитию и мотивацию сотрудников (помимо выполнения традиционной функции делопроизводства);

— Усовершенствовать систему заполнения вакансий как на уровне поступления на госслужбу, так и на уровне занятия руководящих должностей: использовать общепринятый мировой опыт, заключающийся в открытом конкурсе кандидатов на вакансию, включая использование тестов, в случае занятия руководящих должностей рассмотреть возможность независимой оценки кандидатов признанными экспертами в данной области.

Почему это важно?

Изучение причин, по которым покидают свою работу государственные служащие, по мнению, авторов исследования, имеет особое значение. Ведь речь идет об эффективном расходовании государственных средств и оптимизации процесса найма таким образом, чтобы на госслужбу приходили (и оставались работать) мотивированные и продуктивные сотрудники. К тому же, государственные органы и организации, образующие государственный аппарат, зачастую отличаются сходной организационной культурой, системой мотивации персонала и управленческими практиками.

«В тех случаях, когда сочетание этих факторов негативно влияет на желание мотивированных и квалифицированных сотрудников работать в государственном аппарате, снижается эффективность работы всей системы госуправления. Это приводит к тому, что функции государства выполняются ненадлежащим образом», отмечают исследователи.

Они также обращают внимание на то, что негативный имидж государства как нанимателя не позволяет талантливой молодежи, мотивированной на общественно значимую деятельность, рассматривать госслужбу в качестве потенциально привлекательного места работы.

Используемая методология приводит к некоторым ограничениям. Во-первых, в силу отсутствия количественных данных некорректно экстраполировать полученные результаты на всех государственных служащих, можно лишь говорить о качественной составляющей, трендах и тенденциях. Во-вторых, данное исследование также не охватывает тех людей, кто хочет уйти с госслужбы (может быть, по тем же причинам и мотивам), но не уходит по разным причинам.

Последнее в рубрике