Почему белорусские вузы теряют студентов?
05.12.2019
Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны

Почему белорусские вузы теряют студентов?

Есть ли у отечественных университетов шанс снова стать привлекательными?

В 2015 году Беларусь вступила в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) и взяла на себя обязательства по сближению высшего образования с общеевропейскими требованиями. Но спустя четыре с половиной года у белорусского университетского образования все еще огромный список минусов.

Картину о высшем образовании в стране можно оценить по трем основным критериям: доступность, качество и цены. С последним все понятно − обучение в белорусских вузах дорожает из года в год. Но и к двум другим критериям у экспертов есть много вопросов.

Профессор, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев считает, что ситуация в высшем образовании в Беларуси не улучшается. А по некоторым показателям становится даже хуже, сообщил эксперт на «Форуме новых людей».

− Одно из фундаментальных требований Болонского процесса – инклюзивность образования. Инклюзивность здесь – это справедливость. Беларусь взяла на себя обязательства, когда присоединялась к Болонскому процессу, добиваться справедливого доступа к высшему образованию, − отмечает эксперт.

Цифры, которые приводит профессор, подтверждают, что образовательная политика делает высшее образование в Беларуси менее доступным.

 

 

 

− Это говорит о том, что доступность качественного образования в Беларуси катастрофически низкая, − отмечает эксперт Общественного Болонского комитета.

Причина этих изменений не только в демографии, но в процессах, происходящих в системе образования, в результате которых поступить в более престижные вузы некоторым категориям абитуриентов становится сложней, причем не всегда из-за знаний. Отрыв средних по качеству обучения вузов от таких же западных увеличивается, и все больше студентов уезжают учиться в другие страны.

О качестве образования говорит число бакалавров, переходящих на вторую ступень высшей школы. Если в европейских вузах в магистратуру идет в среднем 21,7% студентов, то в отечественных – около 5%.

Косвенным подтверждением низкого качества высшего образования выступает инициатива ПВТ о создании собственного университета.

− Это признание того, что наша система образования потерпела крах, − подчеркивает Владимир Дунаев.

Аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко выделяет пять основных критериев, которые способны улучшить университетское образование.

Ориентация на рынок труда

Суть в том, чтобы университеты не учили абстрактным профессиям из списка Министерства образования, тем более актуальным лет 20 назад, и не готовили профессионалов в отрыве от реальности. Обозначение профессий и методики их подготовки должны определяться так, чтобы выпускники университетов могли найти себя на рынке труда, а их компетенции после окончания вуза были актуальными.

− Без этого наше образование, каким бы оно ни было прекрасным, не поможет обществу развиваться, − считает Вадим Можейко.

Достойные зарплаты и хорошая материальная база

− До тех пор, пока профессора будут получать нищенские зарплаты, у них не будет времени и возможностей для саморазвития, − коротко обозначает аналитик BISS.

Чтобы заработать на жизнь, преподаватели вузов берут максимальную нагрузку, в итоге у них не остается времени на прохождение курсов, изучение литературы, посещение конференций, изменения и актуализацию преподаваемых ими предметов.

То же касается и материальной базы. Странно говорить об актуальности и качестве знаний, если преподаватель не имеет возможности показать мультимедийные материалы из-за отсутствия проектора, компьютера.

Академические свободы и самоуправление

− Университет – это не стены и столы, это сообщество профессоров и их студентов. Крайне важно, чтобы это сообщество влияло на то, как будет организован университет, − говорит Вадим Мажейко.

Вряд ли чиновники могут знать об университете больше, чем те, кто непосредственно в нем работает и учится. И часто принимаемые в кабинетах министерств и ведомств  решения влияют на высшую школу не самым лучшим образом.

Сделать основой высшего образования развитие критического мышления

Речь идет не о желании студентов все критиковать, а о способности подвергать сомнению любую поступающую информацию. Это умение связано с выстраиванием логических цепочек, рассуждениями, умением анализировать и делать выводы.

− В конечном счете именно это востребовано на рынке труда. Когда мы приходим на работу, нам приходится задумываться над тем, как решать задачи, и там нет профессора, который подскажет, как правильно, − отмечает Вадим Можейко.

Открытость миру

Ни Беларусь, ни бизнес, ни тем более образование, не существуют в замкнутом пространстве. Страны, компании, университеты, профессионалы давно конкурируют на глобальном уровне. Одновременно они получают возможность сотрудничать с любым университетом мира, обмениваться опытом, отправлять или хотя бы не препятствовать межуниверситетскому обмену студентов, приглашать иностранных преподавателей, помогать своим профессорам поработать в другой стране. Потому что все это положительно скажется на качестве образования в отдельном университете, а со временем и во всей системе высшего образования.

Инструменты для названных перемен, по мнению экспертов, есть. Владимир Дунаев считает, что перемены наступят после изменения системы планирования в образовательной политике, если в нее будут включены показатели по инклюзивности образования.

− У нас школу заканчивает примерно 1% людей с инвалидностью, а в вузах оказывается 0,44%. Давайте устанавливать целевой показатель – чтобы доля людей с инвалидностью среди студентов была такой же, как выпускников школ. То же самое по выпускникам сельских школ, − приводит пример профессор.

Вадим Можейко называет важным инструментом общественное давление. 

− Именно эти специалисты будут потом нас лечить, строить дома, где нам жить, дороги, по которым нам ездить. Высшее образование касается всех, − считает он, потому что качество высшего образования влияет на качество жизни в будущем всего общества.

Как сблизить рынок труда и систему образования?

Последнее в рубрике