«Пандемия стала для нас волшебным пинком». Как белорусский турбизнес превратил сложности в возможности
27.11.2020
Татьяна Жарносек, фото: Ольга Астапович

«Пандемия стала для нас волшебным пинком». Как белорусский турбизнес превратил сложности в возможности

Когда страны из-за коронавируса закрыли свои границы для туристов, в наши агроусадьбы перестали приезжать иностранцы, зато многие белорусы, наоборот, открыли для себя Беларусь.

Как изменилась сфера агробизнеса под влиянием всемирного карантина, может ли белорусская деревня конкурировать с Турцией и другими раскрученными туристическими направлениями, рассказывает Юлия Герцева, хозяйка усадьбы «Петуховщина» в Браславском районе.

1

Юлия Герцева. Фото: личный архив героини

Для Юлии агротуризм – семейный бизнес, который создавала ее мама еще 20 лет назад. За это время около дома оборудовали большую игровую площадку, построили баню, закупили лодки для сдачи в аренду, разработали экскурсионные программы для людей, которые интересуются историей Беларуси. Юлия много лет помогала принимать гостей, в основном в самый горячий сезон, а сейчас, когда мамы не стало, ведет дела самостоятельно.

Вспоминает, что до пандемии гостями усадьбы в основном были россияне. Самое прибыльное время – лето. На зиму агроусадьбу «замораживали» и искали другие возможности заработка. Но в 2020-м все кардинально поменялось.

– В этом году первых гостей мы приняли уже в апреле, когда люди начали приезжать к нам на самоизоляцию – кто на неделю, кто на две, – вспоминает предпринимательница. – Причем, если раньше самыми частыми гостями были россияне, то сейчас приезжают в основном белорусы.

По словам Юлии, национальность, как правило, не влияет на запросы гостей «Петуховщины». Обычно интересы зависят от возраста и состава компании. Но один парадоксальный момент владелица усадьбы все же подмечает:

– Ко мне приезжали несколько пар уже пенсионного возраста, которые только сейчас открыли для себя Беларусь. Многие люди, у которых есть время и деньги, именно в этом году начали интересоваться родной географией и историей.

Интересная особенность еще и в том, что многие отдыхающие зрелого возраста старались всячески разнообразить свой отдых и за время отпуска посещали сразу несколько агроусадеб, устраивая себе экспресс-туры по местным природным и историческим достопримечательностям. Привычные для многих европейские страны, Египет и Турцию заменили Нарочь, Мядель, Лепельщина, Поставщина и другие уголки Беларуси.

Пандемия повлияла не только на состав гостей, но и на повседневную работу персонала агробизнеса. В «Петуховщине», например, переговоры с гостями ведут в основном по телефону, заселение стало бесконтактным. От групповых мероприятий пришлось пока отказаться.

1

Браслав. Фото: Ольга Астапович

1

Усадьба «Петуховщина» находится на берегу озера Ельно. Фото: личный архив героини

Юлия понимает, что после открытия границ белорусскому туристическому сельскому бизнесу вновь придется конкурировать с зарубежными курортами, что не всегда просто. Да и пределах страны конкуренция тоже чувствуется: только на Браславщине 285 официальных усадеб, не считая туристических баз и национального парка. Вместе с тем предпринимательница убеждена, что потенциал локального агробизнеса полностью еще не раскрыт, особенно в сравнении с соседними странами – Литвой, Латвией, Польшей.

– Я была на стажировках в Польше, Германии, Финляндии, изучала их опыт. Первое, что хотелось бы применить в Беларуси, так это создать какой-то классификатор усадеб, чтобы было легче ориентироваться туристам, – предлагает Юлия Герцева. – В странах с более высоким уровнем развития сельского бизнеса давно эта информация систематизирована, легко найти что-то по своему запросу. Например, туристы сразу знают, куда ехать за хорошей кухней, куда за природой, куда за историей… У нас же пока все позиционирование – это «Браслав – чистый воздух и вода». Хорошо, а в плохую погоду что?

К слову, сейчас, по словам собеседницы, уже создается интерактивная карта всего местного бизнеса, в том числе фермеров, агроэкоусадеб и ремесленников Браславщины.

– И это правильно, мы должны знать, кто чем «болеет» и перенаправлять наших туристов к своим единомышленникам. К примеру, звонят мне заядлые любители рыбалки – отправляю к тем, кто это направление развивает. Те же, в свою очередь, будут знать, что моя специализация – семейный отдых со здоровым питанием, переключат такие запросы на меня.

Я уверена, что так каждая наша усадьба найдет своего гостя. И, если отдыхающие останутся довольны, то вернутся на Браславщину и в свой следующий отпуск, – считает Юлия Герцева.

1

Историческая реконструкция в Браславе. Фото: Денис Зеленко

Кроме того, владелица «Петуховщины» считает, что наши бизнесмены должны лучше продумывать свои преимущества и внедрять «фишки». Она тут же вспоминает пример: в Финляндии на базе отдыха «Кордон Кузьмича», где снимали фильм «Особенности национальной рыбалки», все позиционирование крутится вокруг этой киноленты.

1

Фото: Денис Зеленко

– Конечно, владельцам финской усадьбы повезло с «фишкой». Туда из-за этого бренда и ездят люди, особенно те, которые любят фильм. К нам не совсем применимо, но можно же сделать мозговой штурм и придумать свои способы привлечения гостей, – рассуждает Юлия.

1

Несмотря на зарубежные стажировки, хозяйка агроусадьбы убеждена, что для развития своего дела нужно постоянно держать руку на пульсе и искать возможности учиться и консультироваться у экспертов. Летом 2020-го Юлия и сама получала бизнес-консультации от Программы развития ООН в Беларуси, которые проводились в сотрудничестве с Посольством Великобритании в Минске.

– Конечно, и до этого у меня были мысли, что что-то в работе нужно изменить, но эти мысли были разрозненные, – рассказывает о своих сложностях собеседница. – После консультаций я получила цепочку конкретных действий, с которой нужно работать.

В планах у владелицы усадьбы сделать упор на семейный отдых, придумать, как мотивировать гостей оставаться на большее количество дней, а также найти способ увеличить поток отдыхающих в межсезонье.

Пока Юлия не хочет раскрывать всех секретов об адаптации своего бизнеса к холодному периоду года, однако в этом году она решила впервые не закрывать двери усадьбы даже на зиму.

1

Юлия Герцева (справа) работает над созданием климатического бренда Браславского района. Фото: Денис Зеленко

Несмотря на все сложности 2020-го года, Юлия считает, что пандемия стала для белорусского туристического бизнеса волшебным пинком для освоения современных технологий. Возникла необходимость, и люди, даже те, кто боялся в интернет выходить, и zoom освоили, и адаптировали о себе информацию в интернете, и стали больше wi-fi на улице.

Способность в сложностях находить плюсы – профессиональная необходимость в туристическом бизнесе, считат наша собеседница.

– Не стоит все изменения и проблемы 2020-го года присваивать пандемии. Если в бизнесе что-то идет не так, то нужно искать причину, решать проблему: сделать акцент на питании, экскурсиях, поменять рекламу, расширить услуги, найти свои «фишки» и так далее. Любой бизнес не может жить без перемен. Мы же не будем оказывать такие же услуги, как 20 лет назад, но даже если и услуги не менять их нужно подавать под другим соусом, – позитивно настроена на перемены Юлия.

«Веду занятие, а котик смотрит в камеру». Как педагог отвоёвывает свою школу у пандемии

Последнее в рубрике