Открытие госфинансов: зачем государству прозрачный и понятный «бюджет для граждан»
09.03.2021

Открытие госфинансов: зачем государству прозрачный и понятный «бюджет для граждан»

Наступает момент, когда гражданам становится важно знать, куда идут их налоги, сборы и даже штрафы. В ответ на этот запрос государство приоткрывает финансовый занавес, в том числе публикует «бюджет для граждан» — упрощенное представление о государственных финансах. Не является исключением и белорусский Минфин.

В последние годы в Беларуси все больше внимания уделяется вопросам финансовой грамотности. С учетом значительной роли государства в экономике, обществу важно иметь доступ к информации о том, как собираются и расходуются государственные ресурсы.

В теории статья 34 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на получение достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов и экономической жизни страны. К тому же, повышение открытости бюджета и формирование общедоступных информационных ресурсов в настоящий момент числится одной из мер бюджетно-финансовой политики. Информирование призвано способствовать увеличению эффективности расходования бюджетных средств и содействовать качеству управления государственными финансами, регулированию финансового рынка.

На практике Министерство финансов для повышения открытости бюджета за последние годы существенно расширило перечень доступной в сети информации. На официальном сайте министерства представлены интерактивный универсальный отчет об исполнении консолидированного, республиканского и местных бюджетов, интерактивные информационные карты об исполнении местных бюджетов, а также для всех заинтересованных доступен «Бюджет для граждан».

В отличие от сухого бюрократического языка нормативно-правового акта о бюджете, в котором подчас сложно разобраться даже специалисту, «Бюджет для граждан» изначально создавался для упрощенного представления информации. В сжатом виде он дает представление о бюджетной политике, источниках поступления средств в бюджет и приоритетах их расходования. Общество в целом и каждый гражданин в отдельности заинтересован в этой информации — все мы участвуем в формировании доходной части бюджета посредством уплаты налогов и являемся получателями в той или иной мере щедрот его расходной части.

Заинтересованность общества в информационной прозрачности бюджета очевидна, чего не скажешь о выгоде для государства. Тем не менее, по данным международных экспертов, сокращение уровня непрозрачности бюджета в среднем на один пункт индекса открытости бюджета равнозначно увеличению среднегодового ВВП на душу населения примерно на 1 тыс. долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к ВВП — на 1 процент и сокращению инфляции на 0,5 процента.

Кроме того, эмпирические исследования показывают, что менее прозрачные в финансовом отношении страны, как правило, испытывают более низкие темпы роста, имеют более низкие уровни ВВП на душу населения, более высокий бюджетный дефицит и более высокий уровень долга по отношению к ВВП.

Министерство финансов публикует «Бюджеты для граждан» с 2018 года, когда цель повышения открытости бюджетной системы нашла свое отражение в очередной Программе деятельности правительства и Стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь. Одновременно со сведениями о республиканских финансах начали публиковаться данные о направлениях расходования средств местных бюджетов на официальных сайтах облисполкомов и Минского горисполкома. В планах к 2023 году внедрить в практику размещение информации о местных бюджетах на сайтах всех исполнительных и распорядительных органов областного и районного уровней.

Уже сейчас все информационные ресурсы облисполкомов и многие сайты исполнительных комитетов районного уровня содержат информацию о местных бюджетах. Однако эти сведения зачастую носят формальный характер, представлены в разнообразной форме и чаще не содержат данных за предыдущие периоды. К слабым местам прозрачности «Бюджетов для граждан» в Беларуси относится разная степень детализации данных, недостаток глубины информации, отсутствие или недостаточный объем пояснений о прогнозах или результатах исполнения бюджета. Кроме того, значительная часть бюджетных расходов относится к «закрытым» статьям, связанным, например, с обороной и национальной безопасностью. Но важнее то, что сейчас отсутствуют механизмы для участия граждан в процессе формирования и исполнения бюджета, его аудите.

1

За четыре года публикации «Бюджетов для граждан» Минфином документ эволюционировал из формата текста с простыми диаграммами и рисунками (2018) до документа с претензией на определенную концепцию подачи информации и приятное оформление (2021). Можно заметить, что за эти годы искался приемлемый формат документа между объемом информации и формой ее подачи. Постепенно уменьшается объем текста, а на место стандартных рисунков приходят разнообразные формы графического оформления цифрового материала. Обезличенное вступление уступает место обращению к читателю от министра финансов. Тем не менее документ не лишен недостатков. Актуальная версия «Бюджета для граждан» 2021 года, сохраняя общую концепции документа, идет дальше предыдущих версий в плане визуального оформления. В результате чего документ местами становится похож на представление финансовой информации для детской аудитории – с воздушными шарами и пчелками. При этом многие визуализации, по сути, не являются инфографикой и не дают представления о структуре бюджетных доходов и расходов.

1

Стремление к открытости данных о бюджете является общемировой тенденцией. Форма и объем раскрытия информации обществу различаются от страны к стране. Так, в России работает Единый портал бюджетной системы, на Украине информационно-аналитическая система «Прозрачный бюджет», в Казахстане Портал «Открытые бюджеты» — компонент Проекта «Открытое правительство».

Особенностью российского «Бюджета для граждан» является представление его в трехлетней перспективе – планов на будущий год и прогноза на два последующих. Кроме того, само представление бюджета на портале публикуется сперва в виде проекта бюджета, а позже в окончательной редакции на основе Федерального закона о бюджете. Гражданам России бюджет в таком представлении доступен с 2013 года, когда Правительство наметило курс на открытые госфинансы. Любопытно, что еще на начальном этапе была закреплена необходимость проведения экспертного обсуждения создания портала о государственных финансах.

1

Информационное наполнение российского «Бюджета для граждан» представляет собой качественно выполненный документ со взвешенным представлением данных в виде графического материала и поясняющего его текста. Каждый раздел документа снабжен QR-кодами, позволяющими узнать подробности. Поэтому, не смотря размер экономики и широту географического охвата, Российский «Бюджет для граждан» лишь в полтора раза превосходит по объему аналогичный белорусский документ. Кроме того, доступ к информации о госфинансах реализован не только в виде материалов официального сайта. Пользователи портала о госфинасах могут скачать мобильное приложение «Бюджет РФ».

Украина в 2017 году при поддержке Министерства финансов создала Государственное учреждение «Открытые публичные финансы», которое осуществляет поддержку информационно-аналитической системы «Открытый бюджет». Данная система состоит из трех составляющих: госпортал бюджета для граждан, единый государственный портал использования публичных счетов и государственный портал реестра проектов социального и экономического развития Украины. Веб-портал бюджета для граждан стал формой презентации основных бюджетных показателей, направленной на информирование общественности в доступной форме об основных целях, задачах и приоритетах бюджетной политики, источниках наполнения бюджета, обоснованиях бюджетных расходов, плановых и достигнутых результатов использования бюджетных средств.

1

Партнер Беларуси по ЕАЭС, Казахстан, реализует инициативу «Открытое правительство» — отдельный элемент «Электронного правительства», который включает в себя компоненты: «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытые бюджеты», «Открытый диалог» и «Оценка эффективности деятельности госорганов». На портале «Открытые бюджеты» публикуются не только бюджеты разных уровней, но и проекты бюджетных программ до их утверждения, а также информация о результатах государственного аудита и финансового контроля, позволяющая узнать, какие именно нарушения возникают в результате проверок. Кроме того, «Гражданские бюджеты», упрощенное представление о госфинасах, размещены на электронных ресурсах государственных органов и органов местной власти. Действует в Казахстане и некоммерческий общественный проект OpenBudget.kz, направленный на повышение прозрачности и эффективности системы государственных финансов. Он реализован Общественным фондом «Центр прикладных исследований "TALAP"» при поддержке Министерства финансов, Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, НПП «Атамекен» и Посольства США в Казахстане. Здесь публикуется вся доступная статистика консолидированного, государственного, республиканского, местных бюджетов, Национального фонда, государственного долга.

1

Для изучения прозрачности госфинансов на международном уровне и сравнения прогресса стран рассчитывается Индекс открытости бюджета (Open Budget Index). На его основе публикуется Обзор открытости бюджета (Open Budget Survey). Актуальная версия отчета 2019 года содержит сведения по 117 странам. К сожалению, Беларуси среди них нет, несмотря на то, что необходимость включения страны в этот обзор Стратегия реформирования системы управления государственными финансами отмечала еще в 2018 году. Лидерами последнего рейтинга являются Новая Зеландия, ЮАР и Швеция. В пятерку лидеров по прозрачность бюджета вошла Грузия. Российская Федерация заняла 14-ю позицию, Украина 26-ю. Замыкают список стран по открытости государственного бюджета Коморские острова, Венесуэла и Йемен.

В Беларуси обществу предоставляется определенный объем информации о бюджете, но ее все еще недостаточно. А общество не имеет возможности влиять на формирование, исполнение и аудит государственного бюджета. Прозрачность бюджета и вовлечение общественности в бюджетную политику существенно повышают эффективность бюджетной системы государства, но для этого нужно доверие со стороны граждан. Уровень доверия зависит от качества работы институтов и развития культуры партнерства и сотрудничества. Процесс повышения качества их работы в Беларуси развивался медленно и ранее даже носил позитивную динамику.

Как бы то ни было, открытость данных — шаг в правильном направлении. Государственный бюджет в форме постоянно доступного нормативного документа и в упрощенном виде «Бюджета для граждан» должен быть понятным и прозрачным для того, чтобы в дальнейшем пользоваться доверием и служить основой долгосрочной устойчивости бюджетной системы.

Последнее в рубрике