«Отключение страны от SWIFT — начало конца SWIFT». Эксперт ЕАБР о том, какие санкции грозят Беларуси
05.12.2020
TUT.BY, фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

«Отключение страны от SWIFT — начало конца SWIFT». Эксперт ЕАБР о том, какие санкции грозят Беларуси

Кризисный провал большинство стран Евразийского союза заполнят в 2022 году, лидером по темпам будет Казахстан, по Беларуси — особенно много неопределенности, рассказал главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров на пресс-конференции в рамках Евразийского конгресса.

— Пандемические ограничения будут снимать весной-летом, и пойдет очень приличный восстановительный рост в 2021 году. В России — 3,2%, в Казахстане — 4,4%, — отметил Винокуров.

В 2022 году кризисный провал 2020 года страны заполнят, причем Казахстан выйдет на этот уровень еще в конце 2021 года, в его пользу — высокое качество институтов и пакет господдержки во время пандемии — самый высокий на постсоветском пространстве, 8,7% ВВП, что позволило отыграть 2−3 процентных пункта падения ВВП.

— В целом ситуация очень неопределенная, риски направлены вниз в основном — если ограничительные меры затянутся, будет другая реальность, другие цены на сырьевой экспорт, — отметил эксперт. По прогнозу ЕАБР, цена нефти в 2021 году будет около 50 долларов за баррель.

Перспективу введения секторальных санкций в отношении Беларуси ЕАБР пока не анализировал.

— Как отдельную переменную — не анализировали. Пока санкции носят персональный характер, напрямую по экономике не бьют. По России всегда приходится держать в уме фактор секторальных санкций, которые бьют непосредственно по экономике. Но генеральная линия у нас такая, что вероятность жестких санкций по России и Беларуси низкая. Не нулевая, но низкая в следующем году. Это не базовый сценарий. Возможны персональные, точечные вещи. К ним наши экономики уже привыкли, — отметил Винокуров.

Чем грозит отключение от SWIFT, смогут ли выплачивать пенсии и пособия и поможет ли российский аналог

По Беларуси ЕАБР указывает на риски низкого инвестиционного спроса в 2021 году, что будет ослаблять экономический рост.

— Это реально работающий негативный фактор, — отметил эксперт.

Отвечая на вопрос об угрозе отключения Беларуси от международной системы SWIFT эксперт отметил:

— Хорошо помню 2014 год, когда меры по отключению от SWIFT обсуждались очень горячо в отношении России, и ничем это не закончилось. Вероятно, это связано с тем, что отключение страны от SWIFT будет началом конца SWIFT. Эта система действует, пока она глобальна, инклюзивна, остается вне политики, насколько это возможно. Я бы пока считал, что такого отключения не будет, — отметил Евгений Винокуров.

Объем антикризисной поддержки экономики Беларуси, по расчетам ЕАБР, в текущем году составляет около 1,1% ВВП (2% ВВП с учетом кредита ЕФСР, у лидера роста — Казахстана, это 8,7% от ВВП). Основной объем приходится на кредиты госбанков под гарантии правительства и местных органов власти — примерно 800 млн рублей (в целом лимит госгарантий расширен на 1,2 млрд рублей). Размер налоговых льгот и преференций оценивается более чем в 34 млн рублей, а объем поддержки в рамках арендных каникул превысил 30 млн рублей. Еще 325 млн рублей составили стимулирующие выплаты работникам здравоохранения и соцобслуживания за работу в условиях коронавируса. Господдержка позволила уменьшить примерно на 0,2−0,5% масштаб сокращения ВВП Беларуси в текущем году.

Согласно базовому сценарию прогноза ЕАБР, ВВП Беларуси в 2021 году сократится на 0,1%. Ухудшение по сравнению с предыдущим прогнозом на 1,2 пункта связано с действием ряда факторов, таких как продолжительное сохранение социально-политической напряженности в стране и более длительный, чем ранее ожидалось, период сдерживающей денежно-кредитной политики. Наибольший эффект на экономическую активность от монетарных мер придется на 2021 год в силу растянутого во времени процесса передачи денежно-кредитных импульсов в реальную экономику.

Инвестиционная активность ожидается слабой: ее будут ограничивать повышенная неопределенность и неустойчивое финансовое положение предприятий. Потребительский спрос при прогнозируемом замедлении роста доходов населения останется сдержанным. Ожидаемое ужесточение фискальной политики станет дополнительным фактором, лимитирующим скорость восстановления внутреннего спроса. Поддержку экономике РБ в 2021—2022 гг. окажет восстановление деловой активности за рубежом, в том числе в России, а также постепенное ослабление санитарных ограничений по мере нормализации эпидемиологической обстановки. Прогнозируется, что в конце 2021−2022 гг. внутренний спрос будет поддержан мерами монетарной политики.

В 2022 году прогнозируется слабый рост экономики в размере 0,9%. В результате предкризисного уровня ВВП (IV квартал 2019 г.) удастся достичь лишь в первой половине 2023 г. Базовый сценарий прогноза предполагает релокацию части ИТ-сектора и бесперебойное обслуживание и погашение Беларусью долговых обязательств. Последнее может потребовать полного рефинансирования и даже наращивания госдолга для поддержания уровня золотовалютных резервов вблизи двух месяцев импорта товаров и услуг, констатируют эксперты.

Последнее в рубрике