От know-how до M&A. Как западные партнеры помогали развиваться белорусскому бизнесу
18.05.2021
Сергей Новиков, Завтра твоей страны, фото: Pixabay.com

От know-how до M&A. Как западные партнеры помогали развиваться белорусскому бизнесу

Иностранный капитал из стран Запада сыграл определяющую роль в трансформации экономик постсоциалистических стран и, в частности, оказал значительное влияние на формирование в них национального бизнеса. Тот факт, что Беларусь проиграла и проигрывает конкуренцию в привлекательности для зарубежных инвестиций, не мог не отразиться на этом процессе.

Очередной темой истории развития белорусского бизнеса в рамках проекта «Тридцать лет вопреки. Как создавался частный бизнес в современной Беларуси (1991-2021гг.)» стало изучение роли иностранного капитала в эволюции частного предпринимательства в Беларуси.

Ограничения, которые сопровождали выход западных компаний на белорусский рынок, не могли пройти бесследно. Темпы и объемы капиталов, которые получила экономика страны особенно в 1990-2000-е годы, были низкие. Это во многом предопределяет неконкурентоспособность и белорусской экономики в целом, и ее отдельных отраслей. В том числе, по сравнению с теми странами (Россией, Украиной и др.), где иностранный капитал широко присутствует с 1990-х годов и сумел через приватизацию и greenfield-проекты внедрить передовые технологии ведения бизнеса. 

Редкие примеры белорусских проектов, в которых 20-30 лет назад появился иностранный капитал, тоже выделяются своей высокой конкурентоспособностью. Во многих случаях за эти годы они стали национальными и региональными лидерами в отраслевых нишах.  

Участие итальянского капитала позволило совместному предприятию «Белита» стать одним из крупнейших на постсоветском пространстве игроком на рынке косметики. Привлечение нидерландских технологий и опыта помогло старту «Санта Бремор», а немецких – гомельскому производителю упаковки «Алкопак».  

Выделяются два очевидных бонуса, которые получал национальный бизнес от сотрудничества с западными партнерами.

Первый – это источники накопления первоначального капитала. Партнер через участие в капитале совместного предприятия или просто в рамках контрактов обеспечивал выход на рынки сбыта и стабильный источник поступления выручки, в том числе, что было важно для 1990-х, валюты.

Coca-Cola Company, готовясь к запуску завода под Минском, на подготовительный период на контрактной основе разместила производство на Минском заводе безалкогольных напитков. Сотрудничество с мировым лидером создало для его акционеров финансовую и технологическую базу, чтобы впоследствии успешно работать самостоятельно и даже составлять некоторое время конкуренцию той же Coca-Cola.

Вместе с оборудованием по производству автокомпонентов, которое в 1990-е приобрел в ГДР основатель холдинга Fenox Виталий Арбузов, начинающий бизнесмен получил доступ на конвейеры ведущих европейских автопроизводителей.

Контрактное производство, которое разместили в 2000-х на фабрике «Табак-Инвест» транснациональные табачные корпорации, позволили ее владельцам часть прибылей успешно реинвестировать в недвижимость и ретейл.         

Еще более важное значение для молодого белорусского бизнеса имела образовательная часть — привлечение западных технологий. Технологий во всем – в производстве, управлении, организации продаж, логистике, маркетинге, IT.  Внедрение их, как минимум, давало конкурентные преимущества перед стагнирующим государственным сектором, как максимум – выводило в национальные и региональные лидеры. 

В 1990-е годы важнейшим источником know-how стали совместные предприятия. 

Не все — во многих случаях белорусский участник в нем выполнял функцию «тарана» и его роль ограничивалась «крышей» и «полезными связями» в госорганах. Но там, где создавался настоящий бизнес, появились успешные коллаборации частного белорусского и западного капитала.   

Топ-10 самых успешных коллабораций частного и иностранного капитала

Компания

Белорусский партнер

Страна  иностранного партнера

«Белита»

Виктор Терещенко и его наследники

Италия

«НТТ Бел»

Павел Шумилов

Польша

«Санта Бремор»

Михаил и Александр Мошенские

Нидерланды

«Белфиксемер»

Михаил Боровой

Германия

«Фармлэнд»

Иван Логовой

Нидерланды

«Эксайд Технолоджиз»

Виктор Лемешевский

США

«Алкопак»

Дмитрий Пахомов

Германия

«Лекфарм»

Владимир Адамович

Болгария

«Хенкель-Баутехник»

Сергей Новицкий

Германия

«M&M Милитцер и Мюнх»

Виктор Блажукевич

Швейцария

Соб. инф.

Совместные предприятия часто становились трамплином в собственный бизнес.

Получив первоначальный капитал и опыт от сотрудничества с американцами, создавшими в Пинске совместное предприятие по производству аккумуляторов, эту же тему самостоятельно развил Виктор Лемешевский.

Многолетний опыт совместной работы с болгарскими инвесторами и вырученные от продажи им доли в «Лекфарме» деньги бывший владелец фабрики Владимир Адамович применил при открытии собственного фармацевтического производства и инвестировании в сельское хозяйство.

Тема успешного «экзита» из бизнеса – не менее актуальная в условиях нашей страны. Участие в сделке по продаже-покупке компании представителя иностранной стороны, по крайней мере, до недавних пор, имело два преимущества.

Во-первых, это не до конца гарантировало, но, по крайней мере, в большей степени защищало белорусского продавца от того, что по прошествии определенного времени сделка не будет подвергнута ревизии со стороны властей. Особенно это было актуально и остается таковым для владельцев приватизированных предприятий. 

Во-вторых, западный покупатель, особенно если это публичная компания, не только работает в четких правовых рамках, но и может предложить более- менее честную цену за актив, как это произошло с покупками ценных бумаг у акционеров «Оливарии» и «Лидского пива».

Топ-10 «экзитов» белорусских бизнесменов с участием крупных иностранных покупателей   

Компания

Продавец

Страна иностранного покупателя

«Милавица»

акционеры фабрики

Эстония

«Оливария»

семья Дудко и акционеры заводы

Дания

«Лидское пиво»

акционеры завода

Финляндия

«Фидмаш»

Леонид Груздилович

США

Ляховичский молочный завод

акционеры завода

Франция

«Алютех»

Алексей Жуков

Германия

«ОМА»

Олег и Владимир Глазуновы

Финляндия

«Атлант Телеком»

Олег Хусаенов, Сергей Новицкий

Австрия

«Тайфун»

Ромуальд Матюкевич

Польша

«БелИНЭКО»

Валерий Стадницкий

Швейцария

Соб. инф.

Ответные санкции, которыми сегодня грозит Минск представителям бизнеса из недружественных стран, вряд ли могут выразиться в пересмотре уже состоявшихся сделок. Но то, что они прежде всего нанесут удар по национальному бизнесу, очевидно

Последнее в рубрике