Осталась только азербайджанская. Нефтяная альтернатива Беларуси  схлопнулась
26.04.2021
Татьяна Манёнок, Наше мнение

Осталась только азербайджанская. Нефтяная альтернатива Беларуси  схлопнулась

Еще год назад правительство Беларуси называло избавление экономики от углеводородной зависимости своей первоочередной задачей.

История с грязной российской нефтью, скорая перспектива получить мировые цены на российскую нефть без компенсации за налоговый маневр вкупе с провалом в первом квартале 2020 года переговоров с российскими компаниями по цене нефти вынудили белорусские власти всерьез заняться поисками альтернативной нефти. В январе 2020 года Лукашенко даже заявил, что Беларусь должна покупать до 40% нефти в России, 30% – через балтийские порты и 30% – через Украину.

Поискам альтернативы белорусам в прошлом году здорово помогла мировая нефтяная конъюнктура. Весной 2020 года цены на нефть на мировом рынке рухнули, вслед за чем в апреле экспортная пошлина на российскую нефть практически обнулилась, что фактически лишило ее преимуществ перед альтернативной нефтью. Это и позволило белорусским нефтяникам выбрать на мировом рынке нефть нужного сорта по приемлемой цене.

Показательно, что в первые 5 месяцев 2020 года из 5,4 млн тонн нефти, переработанных белорусскими НПЗ, практически каждая пятая тонна была альтернативной – в это время Беларусь закупала нефть в Азербайджане, Норвегии, Саудовской Аравии и США. Танкерные поставки с альтернативной нефтью приходили в Беларусь через Клайпедский порт в Литве и Одесский порт в Украине. Из Одессы нефть прокачивалась по нефтепроводу «Одесса-Броды» и далее через «Броды-Мозырь» на Мозырский НПЗ. При поставках через Клайпеду нефть доставлялась на «Нафтан» по железной дороге.

Практически до августа 2020 года официальный Минск упорно твердил, что вопрос диверсификации нефти – это вопрос энергетической безопасности страны и что Беларусь ни за что не откажется от альтернативы. Более того, теперь Беларусь уже не откажется от поставок альтернативной нефти даже в том случае, если российские компании предоставят белорусским НПЗ «самые благоприятные условия», утверждали в концерне «Белнефтехим».

Эти утверждения выглядели абсолютно логично: через три года Россия завершит налоговый маневр в нефтяной отрасли, и цена российской нефти сравняется с мировой, после чего белорусским НПЗ станет практически все равно, где покупать сырье.

Ориентируясь на перспективу, белорусские власти озаботились созданием необходимой инфраструктуры. Чтобы удешевить поставки альтернативной нефти, осенью 2020 года в Беларуси началось строительство магистрального нефтепровода «Гомель-Горки» мощностью 6 млн тонн (стоимость проекта - около BYN300 млн), который соединит южную и северную ветки белорусского магистрального нефтепровода «Дружба» и два НПЗ.

Изначально замысел этого проекта состоял в том, чтобы новый нефтепровод мог быть также использован при реверсной работе южной ветки «Дружбы» и прокачке нефти из польского Гданьска через Мозырь на «Нафтан». Очевидно, что без разрешения политического кризиса в Беларуси говорить об этом бессмысленно.

Таким образом, несмотря на то, что нефтепровод Гомель-Горки сейчас успешно строится и, возможно, будет введен в эксплуатацию даже раньше запланированного срока, вопрос – будет ли он востребован, пока остается без ответа.

Осталась только азербайджанская нефть

«Белнефтехим» в прошлом году заявлял, что готовит долгосрочные контракты на поставку альтернативной нефти с нефтяными компаниями Азербайджана и Саудовской Аравии. Год назад просчитывались возможности подписания 5-лених контрактов. Но они не были подписаны. После возобновления поставок российской нефти с апреля 2020 года белорусская нефтяная альтернатива на фоне постепенного восстановления мировых цен на нефть начала затухать.

После августовских событий 2020 года вся нефтяная альтернатива Беларуси ограничена лишь контрактом с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR). Эта компания начала поставлять нефть в Беларусь в марте 2020 года. В конце весны прошли переговоры экс-премьера Беларуси Сергея Румаса с президентом этой компании Ровнагом Абдуллаевым, по итогам которых озвучивались планы о поставке SOCAR в 2020 году в Беларусь 1 млн тонн нефти.

По данным SOCAR, компания в прошлом году поставила Беларуси десять танкеров нефти общим объемом 1,038 млн тонн, в том числе – 755 тыс. тонн сорта Azeri Light и около 283 тыс. тонн нефти, закупленной через нефтетрейдеров. Поставки осуществляются через порт Одессы «Южный» (Украина) по нефтепроводу «Одесса – Броды» на Мозырский НПЗ.

В 2021 году SOCAR Trading также планирует поставить в Беларусь около 1 млн тонн нефти (отметим, что белорусские НПЗ планируют в 2021 году переработать 18 млн тонн) По данным компании, в первом квартале в Беларусь было отправлено 4 танкера с азербайджанской нефтью общим объемом 360,1 тыс. тонн: два танкера были отправлены из турецкого порта Джейхан, еще два – из грузинского порта Супса.

Заместитель начальника департамента по организации мероприятий и связям с общественностью компании SOCAR Ибрагим Ахмедов также сообщил агентству «Интерфакс-Азербайджан», что в апреле поставок со стороны SOCAR в Беларусь не было «и на ближайшее время запросов не поступало».

Только Рамочные договоренности

14 апреля во время визита Лукашенко в Азербайджан концерн «Белнефтехим» и SOCAR подписали меморандум о взаимопонимании.

По данным «Белнефтехима», в документе оговаривается сотрудничество в области реализации произведенных в Беларуси нефтепродуктов, в том числе совместно с белорусскими экспортерами, взаимодействие по реализации совместных инвестиционных проектов, а также сотрудничество в реализации SOCAR нефтепродуктов на внутреннем рынке Беларуси.

О чем это сотрудничество, пока не совсем понятно. Вопросы вызывает продекларированое сотрудничество в реализации SOCAR нефтепродуктов на внутреннем рынке Беларуси. Означает ли это, что SOCAR намерен открыть свою сеть АЗС в Беларуси? Без организации толлинговой переработки в Беларуси это вряд ли имеет смысл. Теоретически это может представлять интерес для белорусских властей на фоне введения американских санкций в отношении предприятий «Белнефтехима», но будет ли реализована такая возможность, – тоже вопрос. Особенно на фоне активизировавшихся в последнее время усилий по углубления интеграции с РФ, в том числе и в нефтяной сфере.

Что касается заявленных планов сотрудничества с SOCAR в области реализации произведенных в Беларуси нефтепродуктов, в том числе совместно с белорусскими экспортерами, это как раз больше похоже на желание белорусской стороны застраховаться от влияния американских санкций. Будет реализована такая схема сотрудничества – большой вопрос.

Планы SOCAR и белорусские реалии

Определенный скепсис в отношении более глубокого сотрудничества «Бенефтехима» и SOCAR вызван тем, что стороны об этом давно говорят, а результата нет.

Посол Азербайджана в Беларуси Латиф Гандилов еще весной 2020 года говорил, что Азербайджан и Беларусь могут наладить совместную переработку нефти. «Для этого найдены соответствующие прочные механизмы. Возможно, здесь появятся и другие формы сотрудничества. Например, в Беларуси может быть налажена совместная нефтепереработка и последующая продажа продукции на рынок третьих стран», – заявил Гандилов в интервью агентству Белта.

Есть несколько проектов в Беларуси, которые представляют интерес для SOCAR, отмечал весной 2020 года заместитель начальника департамента по связям с общественностью компании Ибрагим Ахмедов в интервью журналу «Вестник Белнетехима». По его словам, в рамках модернизации Мозырского НПЗ около 200 сотрудников компании участвовали в строительстве трубопроводной инфраструктуры для комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-Oil). Предполагалось, что аналогичные услуги компания окажет также «Нафтану».

«Готовы также принять участие и в проекте строительства нового комплекса по выпуску азотных удобрений ОАО «Гродно Азот». В этих проектах мы уже обозначили свою заинтересованность и ведем переговоры», – отмечал Ахмедов год назад.

Кстати, в ноябре 2018 года Лукашенко предлагал SOCAR поучаствовать в этом проекте. «Совсем недавно в Турции вы построили нефтеперерабатывающий комплекс. Будем рады приходу азербайджанских инвесторов в Беларусь и готовы к серьезному взаимодействию в стратегических отраслях. В настоящее время обсуждается возможность инвестиций Госнефтекомпании Азербайджана в модернизацию ОАО «Гродно Азот», – заявил Лукашенко в ходе переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

В Турции SOCAR построил нефтехимические заводы SOCAR Polymer, SOCAR Carbamide. Общая инвестиционная стоимость проекта SOCAR Polymer – около USD816 млн. Этот завод с производственной мощностью 184 тыс. тонн полипропилена введен в эксплуатацию летом 2018 года, завод по производству высокоплотного полиэтилена мощностью 120 тыс. тонн стартовал в начале 2019 года.

Логично, что основными инвестиционными приоритетами SOCAR сейчас остаются нефте- и газохимия, где имеются высокие темпы роста и стабильная маржинальность, несмотря на волатильность цен на нефть. Белорусское правительство также сделало ставку на развитие этих направлений в своей нефтехимии.

Следует учесть, что для реализации проекта в Турции SOCAR привлекла в качестве подрядчика по детальному проектированию, закупке и строительству итальянскую инжиниринговую компанию Tecnimont.

Отметим в этой связи, что еще недавно предполагалось, что именно эта компания станет генподрядчиков крупного инвестпроекта на «Гродно Азот» – выполнит весь комплекс работ (от привлечения лицензиаров до ввода объекта в эксплуатацию) в формате EPC-контракта («под ключ»).

«Белнефтехим» при поддержке Tecnimont S.p.A уже провел ряд встреч с экспортно-кредитными агентами для обеспечения финансирования проекта. Ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на 2025 год.

Однако на фоне политического кризиса в Беларуси с реализацией этого масштабного проекта (около USD1,3 млрд) с участием итальянской компании возникла заминка. Но в марте 2021 года Лукашенко предлагает реализовать этот проект уже не SOCAR, а российскому «Газпрому».

Последнее в рубрике