Десять причин для белорусов выбрать свободный рынок
07.09.2011
Ярослав РОМАНЧУК

Десять причин для белорусов выбрать свободный рынок

По официальной версии, ВВП в Беларуси все еще растет почти на 10%, инвестиции в основной капитал за 7 месяцев увеличились почти на 24%, экспорт товаров взметнулся ввысь более чем на 60%, а безработица как была, так и осталась на уровне 1%. Но дефицит мяса и других товаров, взрывной скачок цен, невозможность обслуживания внешних долгов без новых кредитов – все это указывает на встроенные механизмы саморазрушения белорусского Госплана.

Белорусские власти загнали себя в финансовую, логическую и административную ловушку. Бюджет вроде бы наполняется по плану, а «здоровых», неэмиссионных ресурсов для строительства и сельского хозяйства нет. Белорусские предприятия вроде бы разгрузили склады и нарастили объемы продаж товаров в Россию на 43%, а в ЕС – более чем в 2,1 раза (за первое полугодие), но дефицит платежного и торгового балансов еще больше увеличился. Да и в страну не вернулось около 5 млрд. долларов валютной выручки, которая уже включена в ВВП.

Одна страна – две экономики

В Беларуси сосуществуют две экономики, две финансовые системы, два набора условий для производителей. Первая – это экономика органов госуправления, государственных монополий, номенклатурных любимчиков из частного бизнеса. Процентные ставки по кредитам для небанковских финансовых организаций в белорусских рублях в июне 2011 года составили 4,5% годовых, а коммерческим организациям – 11,8%. Понятно, что при полугодовой инфляции 36,2% такие подарки получают не малый бизнес и ИП, а предприятия с мощным административным ресурсом. Это коммерческие структуры, которые входят в состав государственных концернов, имеют возможность получать дешевое сырье, энергоресурсы, кредиты, меньше платят за аренду, пользуются преференциями при расчетах с торговлей. Они также защищены органами госуправления от исков кредиторов и поставщиков товаров/услуг.

Эта экономика формирует примерно 30% ВВП страны, но «пожирает» более 80% бюджетных ресурсов. Именно для нее оставляется официальный обменный курс 5040 рублей за доллар, чтобы, облагая 8-процентным налогом с валютной выручки других экспортеров, сохранить для этой «белой кости» белорусской экономики льготные условия конкуренции на рынке.

Другая экономика Беларуси – это малый и средний бизнес (около 90 тысяч субъектов), индивидуальные предприниматели (около 235 тысяч) и обыкновенные домашние хозяйства (примерно 3,7млн.) Для них дорогие кредиты и рыночный курс валюты через www . prokopovi . ch , колбаса по 100 тысяч рублей за килограмм (была в 3 раза дешевле в начале 2011 года) и мясо по одному килограмму в руки. Для них аренда привязана к евро и часто в разы больше, чем для государственных конкурентов. С них дерут смертельно высокие для бизнеса штрафы даже за мелкие прегрешения. Они являются жертвами почти двукратного роста цен и почти трехкратной девальвации (оценочно в 2011 году).

Итог сосуществования двух экономик в рамках одной страны плачевен, но закономерен. Привилегированная каста каждый год требует все большего объема бюджетной помощи, все большой дискриминации для своих конкурентов. Она блокировала рыночные реформы, потребляя львиную долю российской энергетической помощи. Сегодня «белая кость» хочет получить по дешевке в собственность самые «вкусные» государственные предприятия. И чтобы против них не работал институт банкротства. И чтобы они были защищены от высоких цен на энергоресурсы, кредиты, аренду и ЖКУ.

Однако белорусы сегодня сильно изменились. Еще в прошлом году большинство выступало за медленные пошаговые реформы, а сегодня больше половины белорусов созрели до радикальных революционных преобразований.

10 причин для выбора радикальных реформ

1. Истощены внутренние резервы для ликвидации кризисных явлений. Без реформ невозможно справиться с проблемой острого дефицита платежного и торгового балансов, валютного дефицита и обеспечения бюджетной устойчивости. Госпрограммы импортозамещения и стимулирования экспорта «гробят» экономику и закапывают «живые» деньги в песок.

2. Быстро теряют конкурентоспособность те белорусские предприятия, которые обеспечивали экономический рост в прошлом. «Фамильное серебро» покрывается ржавчиной от номенклатурного управления. Те немногие заводы, которые остаются высокоприбыльными, работают на пределе своих возможностей.

3. Население и рядовое чиновничество готовы к рынку, поддерживают предпринимателей и хотят жить по-европейски, а не в олигархическом бардаке или авторитарной «землянке».

4. Истощен кредит доверия России, как основного донора 17-летнего гоплановского эксперимента. Кремль переходит на прагматическую схему «активы взамен за кредиты и дешевые энергоресурсы».

5. Беларусь быстро приближается к критической черте в обслуживании внешнего долга. Серьезно осложнен процесс привлечения валютных кредитов. Без системных реформ нам грозит дефолт и распродажа страны.

6. Недоверие частных внешних инвесторов достигло критической черты. Без них невозможна модернизация экономики и восстановление ее конкурентоспособности.

7. Происходит активизация утечки из страны национального капитала, предпринимателей, высококвалифицированных специалистов и работников.

8. Быстро падает доверие населения и бизнеса к национальной валюте, правительству, как гаранту безопасности и социальных стандартов. Резко возросли риски бедности, блокировки работы госпредприятий.

9. Мировая экономика переживает кризис государственного интервенционизма. Та страна, которая первой создаст полноценные институты экономики свободного рынка, резко увеличивает шансы перетянуть на себя инвестиции, ресурсы и технологии будущего;

10. Ни одна страна мира не добилась высоких социальных стандартов, конкурентоспособности, долгосрочного экономического роста в рамках доминирования госсобственности, госинвестиций и внешнеторгового протекционизма.