Почему молодежь не идет в науку?
04.07.2011
Виктор ЛИСТОПАДОВ

Почему молодежь не идет в науку?

Белорусская молодежь не стремится в науку. Даже тот, кто учится в аспирантуре, не всегда планируют ее заканчивать. Эксперты подчеркивают, что материальное неблагополучие аспирантов и научных работников лидирует, но не является единственной причиной такой ситуации.

Минобразованиякритикует работу аспирантуры

По данным Министерства образования, для воспроизводствакадрового потенциала Беларуси необходимо ежегодно готовить 60—70 докторов науки примерно 400—450 кандидатов. Однако в 2010 году только 3,5% аспирантов завершилиучебу защитой диссертации и не была защищена ни одна докторская. В 16учреждениях образования ни один из окончивших аспирантуру не смог защитить диссертацию.

-- Нам следует кардинально изменить организацию подготовкинаучных кадров. Проблему должны взять под личный контроль ректоры вузов, — заявилна коллегии ведомства замминистр АлександрЖук.

У министерства не возникает сомнения в том, что государствосоздало достаточно комфортные условия для подготовки научных работников.

Указом президента утверждено сто стипендий для аспирантов вразмере 1 миллион 300 тысяч рублей, сто стипендий талантливым молодым ученым в1 миллион 400 тысяч рублей. Проводится конкурс научно-исследовательских работ иинновационных проектов аспирантов и студентов вузов и научных организаций.

И все же не стремится почему-то молодежь занять места накафедрах: треть кандидатов наук и почти половина докторов — лица пенсионноговозраста.

Молодые люди идут внауку спасаться от армии

Эксперт в области образования Владимир Дунаев подчеркивает, что количество аспирантов, которыезакончили аспирантуру в срок, означает, что эти люди смогли представить работуили защититься в течение трех лет на очном или четырех лет на заочномотделении.

-- Нынешние 3,5% -- это очень низкий процент защит. Дляэтого может быть много причин -- например, отсутствие должного руководства иусловий для работы, -- считает Владимир Дунаев.

Эксперт предлагает для начала разобраться, по какой причинемолодые люди идут в науку. Часто аспирантура становится лишь способом избежатьармии.

Исполнительный директор ОО «Образовательный центр «ПОСТ» Александр Королевич считает также, что многиемолодые люди оказываются в аспирантуре случайно, рассматривая дополнительныегоды учебы как время для самоопределения.

-- То, что у нас идут в аспирантуру случайные люди во многомсвязано с тем, что выпускники вузов, закончившие 11-летнюю школу, слишкоммолоды по окончании вуза. В 22 года многие не готовы сделать жизненныйпрофессиональный выбор, -- считает эксперт.

«Недоучки» в видебакалавров нам не нужны?

Отечественная аспирантура – это то, что в Европе называетсядокторантурой, отмечает Владимир Дунаев. Магистратура же как профессиональнаястепень в Беларуси практически ликвидирована. А во всем мире -- это втораяпосле бакалавриата степень образования на основе 12-13-летнего школьногообразования. Ее получают не все. Диплом магистратуры свидетельствует одостаточно высоком уровне квалификации.

Академик Анатолий Рубинов,которого считают серым кардиналом белорусского образования, называлбакалавров недоучками.

-- Недоучки в виде бакалавров намне нужны , а гонять студентов по городам и весям с первой ступени на вторую — это толькодезорганизовать весь процесс, -- заявил Анатолий Рубинов. – Что для немцахорошо, то для белоруса во многих случаях совсем не приемлемо. Во всякомслучае, на данный момент. Конечно, получив за бесплатно бакалавра здесь, можнозатем два года доучиться на Западе да там и остаться. Но не в нашихгосударственных интересах создавать особо благоприятные условия для отъезданаших молодых людей за границу. Тем более что на их обучение государствопотратило немалые деньги.

Однако недавно белорусские законодатели заговорили о сокращениисроков получения высшего образования до трех-четырехлет .

-- Тогда возникает вопрос – кто на самом деле недоучки? НаЗападе после бакалавриата в течение двух лет в вузах получают степень магистра,то есть углубленную профессиональнуюподготовку. А у нас магистерская ступень фактически объявлена частьюаспирантуры. При этом такую подготовку проходит только один процент студентов,хотя оптимальным является 10%, -- отмечает Владимир Дунаев.

Правда, с 1 сентября начнет действовать новый Кодекс об образовании, согласнокоторому аспирантура может быть профессиональной. Владимир Дунаев оценивает этонововведении как попытку улучшить ситуацию. Однако открытыми остаются вопросыфинансирования.

Молодежь хочет идти внауку, но не может прожить за стипендию

Александр Королевич считает, что желающих заниматься наукойв Беларуси немало. Другое дело, что престиж науки падает.

-- У людей различная мотивация: карьерные интересы, работа вАкадемии наук, многие идут в аспирантуру, потому что точно не представляютсебе, чем заняться после окончания вуза. На мой взгляд, аспирантура не имееттеперь целостного образа, -- констатирует эксперт.

По его мнению, недостаточно новых образовательных направлений,курсов, которые бы развивались в белорусских вузах. И все же, как отмечает аспиранткаодного из государственных вузов Татьяна К., материальные проблемы не стоитсбрасывать со счетов.

-- Моя стипендия – 800 тысяч рублей (160 долларов). Отмечу,что с учетом роста цен, теперь жить за стипендию стало сложнее. При этомофициально работать я не имею права, -- говорит аспирантка. -- К слову, речьидет не просто о том, что этих денег не хватает на хлеб с маслом, а о том, чтоесли у тебя нет гранта, за участие в различных конференциях, семинарахнеобходимо платить порядка 50 долларов. Не говоря уже о том, что невозможноговыехать за рубеж по научным делам. Вот и получается, что размер стипендиитормозит науку.

Татьяна прекрасно понимает, что в Беларуси у многих зарплататакая, как ее стипендия, а пенсии даже меньше. Отучившись в столичном вузе,поступив в аспирантуру, она всерьез задумывается над тем, чтобы эмигрировать.Учит английский.

Если бы речь шла оновом способе осеменения свиней, защита прошла бы на «ура»

-- Желание проявить себя в науке есть у многих. Однако наукау нас настолько сориентирована на производство, что гуманитариям защититьсяочень непросто, -- называет еще одну причину аспирантка. – Аргументацияоппонентов связана как раз с трудностями в настоящее время использоватьрезультаты работы на практике. Уверена, если бы речь шла о новых способахосеменения свиней, защита прошла бы на «ура».

Возникает вопрос – разве не на будущее работает наука?

Татьяна К. поделилась и своим беспокойством относительновступления в силу Кодекса об образовании. В аспирантских кругах поговаривают,что по новым правилам оставить аспирантуру будет невозможно, коль уж какое-товремя проучился. В противном случае обяжут выплачивать средства, потраченные наобучение. Это, отмечает Татьяна, «напрягает» не только тех, кто учится и имеетсложности с защитой, но и тех, кто раздумывает, идти в аспирантуру или нет. Азначит, может резко уменьшить количество желающих там обучаться.

Нормальную зарплатупреподаватели начинают получать ближе к пенсии

И все-таки почему так много пенсионеров среди научных работников?

-- Трудно привлечь молодых преподавателей, потому что этаработа не оплачивается на должном уровне. Более-менее высокую зарплатупреподаватели начинают получать, отработав определенный срок. Здесь имеетзначение стаж работы, -- поясняет Владимир Дунаев.

Чтобы получить жалование, которое будет не таким скудным,как в начале карьеры, нужно ждать годы, пока появится степень, должность. Невсе готовы так долго терпеть.

Дунаев обращает внимание еще на одну проблему, с которойсвязаны сложности обучения в аспирантуре. Молодежь, по словам эксперта,эксплуатируют неимоверно.

-- Это связано даже не с общегосударственным подходом, а сполитикой университетов, где практикуется совершенно неумеренная нагрузка напреподавателей. И тогда остепененный преподаватель сбрасывает нагрузку намолодежь, создавая для себя благоприятные условия. Это позволяет ему работать настороне, привлекая молодежь как чернорабочую силу, -- обрисовывает картинуВладимир Дунаев.

Справка «Завтра твоейстраны»

Общая численность научных и научно-педагогических работниковсоставляет около 15,5 тысяч человек, 900 из них имеют степень доктора наук иболее 5.800 — кандидата наук. В системе Минобразования 2 тысячи 609 аспирантови 43 докторанта проходят подготовку по 221 специальности 18 отраслей наук. Запоследние пять лет было защищено 93 докторских и 1.130 кандидатскихдиссертаций. 

Последнее в рубрике