Правосудие-2015: Нужен ли в Беларуси суд присяжных?
28.06.2011
Виктор ЛИСТОПАДОВ

Правосудие-2015: Нужен ли в Беларуси суд присяжных?

Министр юстиции Виктор Голованов заявил, что в Беларуси в качестве эксперимента может появиться суд присяжных. Не ставя под сомнение прогрессивность такого института, эксперты подчеркивают, что речь надо вести не столько о суде присяжных, сколько о судебно-правовой реформе. Она задумывалась еще 17 лет назад.

Суд присяжных какэксперимент

В Беларуси можно провести эксперимент по введению институтаприсяжных. Такое мнение высказал в эфире Первого Национального каналаБелорусского радио министр юстиции ВикторГолованов, отметив при этом, что институт народных заседателей выполняетсвою функцию.

— По ряду категорий дел их участие обязательно. Это связьсуда с обществом, с народом, -- сказал министр.

Институт присяжныхдействует во многих странах. По словам Виктора Голованова, в России эта идея «внекоторой степени скомпрометирована», поскольку были зафиксированы фактыподкупа присяжных, а в некоторых европейских странах уже постепенно отказываютсяот института присяжных. Однако, по мнению министра юстиции, в Беларуси можноввести институт присяжных в порядке эксперимента.

-- При высокой культуре и порядочности присяжные могли быповысить уровень состязательности процесса, а также уровень требовательности кследственным подразделениям, -- подчеркивает Виктор Голованов.

Рано или поздносудебная система касается каждого из нас

На самом деле введение института присяжных в Беларусипредусматривалось во время подготовки судебно-правовой реформы, котораязадумывалась еще 17 лет назад. Помимо введения института присяжных,планировалось появление в Беларуси ювенальной юстиции и поста омбудсмена поправам человека, обеспечение независимости института адвокатуры.

— Введение самого по себе поста присяжных не решает тепроблемы, которые стоят перед системой. Можно, конечно, ввести его и, например,исходя из того, что присяжные не ошибутся, не отменять смертную казнь. Однакоэто будет своего рода обман, --отмечает руководитель Центра правовойтрансформации Елена Тонкачева. — Толькокомплексная судебно-правовая реформасегодня имеет смысл. Однако для ее проведения необходимо принятие политическогорешения.

Елена Тонкачева считает, что большинство положений реформы,подготовленной экспертами 17 лет назад, актуально и сегодня:

— Как показал опыт давления на адвокатов во время судебныхпроцессов по делу 19 декабря, вБеларуси в настоящее время мы не можем констатировать независимость адвокатуры.На мой взгляд, без реформы система не может работать на гуманизацию судов изащиту прав человека, а останется административно зависимой.

Рано или поздно, подчеркивает правозащитница, судебнаясистема касается каждого из нас персонально или наших родственников. И тогдалюди понимают, насколько иллюзорным является то, что судебно-правовая системаработает на защиту прав человека.

Правозащитник, юрист Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло добавляет, что в рамкахреформы были прописаны соответствующие статьи в Уголовном кодексе, расписаныорганизационные вопросы, обязанности судей, процессуальные действия.

— Сегодня необходимо демократизировать суд, но труднопредставить это при существующей власти, которая, по моему мнению, не понимаетприроды суда присяжных как демократической формы суда, -- говорит юрист.

Найдутся ли вБеларуси присяжные судьи?

Суть судов присяжных состоит в том, что они не только рассматриваютдела с позиции закона, но и оценивают, насколько последовательные обоснованныедоказательства представило обвинение, насколько аргументировано выступаетзащита.

-- Обоснованность, достоверность, достаточностьдоказательств и способов их добычи проходят проверку в процессе суда. Однаконайдутся ли в современной Беларуси люди, способные быть присяжнымизаседателями? – задается вопросом Гарри Погоняйло. -- Судьбы людей вершатсячерез суд присяжными, которые должны стремиться быть порядочными, независимымии беспристрастными. Существует механизм подбора присяжных заседателей ипроцедуры, направленные на то, чтобы на них не оказывалось давления, чтобы онимогли осознанно и правильно разрешить конфликт между обвинением и защитой ивыдать вердикт.

Елена Тонкачева отмечает, что в этом смысле былипоказательными процессы над экс-кандидатами в президенты Андреем Санниковым и НиколаемСтаткевичем.

— И на одном, и на втором процессе присутствовали народныезаседатели. Они не принимали ровно никакого участия в процессе, откровенноклевали носом. Я не считаю, что в современной Беларуси суд присяжных можетчто-то вершить, -- высказывает мнение правозащитница. -- У нас неангло-саксонская модель, когда достаточно сомнения в виновности человека, чтобыне посадить его в тюрьму. Наша система репрессивна, как и сознание людей.Думаю, нам сегодня нужны добросовестные профессионалы в суде и комплекснаяправовая реформа.

Судов в страненет? 

Пока же Гарри Погоняйло считает, что в Беларуси вообще нетсудов.

— Существуют судебные чиновники, которые жестко привязаны кисполнительной власти и выполняют ее приказы. В судебном зале они лишь формальнособлюдают правила проведения судов, фактически не задумываясь над тем, чтоправосудие — это третья независимая власть, серьезный механизм, препятствующийвсякому злоупотреблению чиновников. Это в истории человечества единственныймеханизм, призванный решать конфликты между государством и человеком. Суддолжен выступать с позиции закона, но трактовать ситуацию, максимально соблюдаяинтересы граждан, а не чиновников, -- говорит эксперт.

Погоняйло считает, что суды в Беларуси вмонтированы врепрессивный механизм, который ломает судьбы многих людей.

— Меня, например, удивляет, что наши судьи практически нессылаются в своих решениях на Конституцию. Практически не возможно найтирешения судов, в которых анализировались бы нормы основного закона. Судыдействуют не по закону, а с позиции силы. Они фактически утратили своюлегитимность, — резюмирует Гарри Погоняйло.