Общество-2015: Когда белорусское государство узаконит свои отношения с третьим сектором?
17.06.2011
Алина МАШКОВА

Общество-2015: Когда белорусское государство узаконит свои отношения с третьим сектором?

Социальная ориентация перестает быть козырем государственной политики в Беларуси. Монополия чиновников на решение социальных вопросов давно вылетает бюджету в копеечку. А ведь многое из того, чем занимаются сегодня госслужащие, куда как лучше и дешевле могли бы сделать представители третьего сектора.

«Чиновники думали:все зависит от них»

До сих пор в Беларуси государство безраздельно заботилось отех, кто, с его же точки зрения, нуждался в помощи. Такая социальнаяориентация не прибавляла ни выбора потребителям, ни денег на нетложные нуждыобщества. А главное -- никому не приходило в голову оценивать реальные расходына оказание социальных услуг. Они финансировались по смете.

-- Тем временем чиновники думали, что все зависит от них, --ставит диагноз взаимоотношениям государства и общества руководитель сразунескольких крупных немецко-белорусских социальных инициатив Херберт Вальхютер.

Но сейчас, по мнению немецкого эксперта, в Беларуси начинаетформироваться такая ситуация, когда государство и неправительственныенекоммерческие организации могут наладить сотрудничество. Правительству нетнужды создавать новые структуры (тем самым экономя бюджетные деньги), а можноположиться на тех, у кого уже есть не только опыт деятельности в той или инойсфере, но и дополнительные ресурсы.

Херберт Вальхютер уже двадцать лет помогает инвалидам вБеларуси. Государственный социальныйзаказ он считает наиболее экономичным и устойчивым подходом к решениюпроблем людей с особенностями.

-- В Германии мы говорим о разделении ответственности попринципу субсидиарности, -- поясняет г-н Вальхютер. -- У каждого при такойсистеме своя роль. Главное – соблюсти баланс и взаимопонимание междунеправительственными организациями и государственными представителями.

Зарубежный опыт показывает, что вовлечение негосударственныхорганизаций в активную деятельность в социальной сфере позволяет экономичнееиспользовать бюджетные средства, которые направляются на социальные цели, азаодно повысить качество социальных услуг в стране.

В белорусском Светлогорске, самом проблемном городе поэпидемической ситуации с ВИЧ-СПИДпопытались применить общемировые технологии социального заказа еще в 2007 году.На профилактические мероприятия в районном бюджете здесь регулярно выделялисьсредства, но это не давало должного эффекта. И тогда исполком решил провестиконкурс проектов в сфере профилактики ВИЧ-СПИД, который выиграла молодежнаяорганизация «Реальный мир».

Схема взаимодействия, казалась простой: государство платитденьги общественной организации, чтобы та, в свою очередь, оказывала определеннуюсоциальную услугу населению. Но деньги, которые готов был выделить исполком, неудалось перечислить на счет общественной организации -- в белорусском законе обюджете попросту отсутствует пункт «финансирование общественных организаций».

«Никто не сказал, чтозакона о соцзаказе не будет»

Хорошо бы для ведениядиалога властей и третьего сектора прописать такие правила игры, какгосударственная ответственность и конкретные действия неправительственныхорганизаций, отмечает Херберт Валхютер. Почти во всех странах введениесоцзаказа потребовало пересмотра законодательства и принятия новых законов.Поначалу и в Беларуси планировалось разработать единый закон о соцзаказе. Международное просветительское общественноеобъединение «АКТ», которое продвигает эту идею с 2006 года, дажеразработало проект документа.

Однако после консультаций с Министерством труда и социальнойзащиты законодатели приняли решение пока просто дополнить новой главой огосударственном социальном заказе Законо социальном обслуживании населения.

На самом деле сфера реализации соцзаказа выходит далеко зарамки социального обслуживания. Он эффективен и может применяться в работе слюдьми с ограниченными возможностями, социально незащищенными ималообеспеченными слоями населения, помогает решать проблемы охраны окружающейсреды и формирования молодежной политики. Но вНациональном центре законодательства и правовых исследований отмечают:

-- Важно ведь не просто принять закон, а обеспечить еговнедрение. Охватить сразу все сферы невозможно. Для начала необходимоапробировать новшество хотя бы на одном направлении.

Выходит, «АКТ» поработал вхолостую? Член правленияобъединения Валерий Жураковский воспринимаеттакое решение не как поражение, а как первый шаг к реализации идеи.

-- Мы и не рассчитывали, что сразу будет принят закон. Мызнаем, насколько это длительная и сложная процедура, -- отмечает он. -- Разработкапроекта закона позволила изложить все наши концепции в концентрированном виде.Если они будут приняты в качестве изменений в действующее законодательство, мыэто только приветствуем.

Белорусские эксперты соглашаются с законодателями в том, чтопринимать общий закон, который бы регулировал отношения государства инеправительственных организаций во всех сферах, не имея никакого опыта,рискованно.

-- Речь ведь идет о деньгах налогоплательщиков, --подчеркивает координатор тематической группы Программы поддержки БеларусиФедерального правительства Германии РаисаСинельникова. -- Никто не сказал, что закона о соцзаказе не будет. Сказали:давайте попробуем, отработаем, увидим, где проявятся погрешности. И базируясьна этом опыте, будем говорить о законе общего действия.

Впрочем, если проанализировать белорусское законодательствои правительственные документы, то внедрять некоторые элементы соцзаказа можноуже сегодня, не дожидаясь серьезных изменений.

-- В программе соцобслуживания на 2011-2015 год определенаконкретная услуга сиделок с государственным финансированием с использованиеммеханизмов закупки услуг, -- приводит пример Раиса Синельникова. -- И если вобластях пока не рискнули попробовать делать это по-новому, то в Минске нестали отдавать деньги территориальному центру социального обслуживания, арешили: пусть люди сами выберут сиделку, а государство выдаст им на оплату этойуслуги субсидию. Это почти государственный заказ.

К делу можно подключить не только неправительственныеорганизации, но и бизнес. По такому принципу уже работает социальное такси в несколькихгородах Беларуси. Учитывая, что пользуются автомобилями, приспособленными дляперевозки инвалидов-колясочников, граждане с невысоким уровнем достатка, платаза проезд в них на порядок ниже. Разницу в цене обычно доплачивают из местногобюджета. В Бобруйске же, когда распределяли маршруты для пассажирских перевозокпо городу, наиболее выгодные варианты предложили тем предпринимателям, которые,кроме обычного, организовали бы за свой счет и социальное такси.

Кадры решают все

Законодательно еще не определено, как будет реализовыватьсясоцзаказ в Беларуси,  а первая группа консультантовпо этой тематике уже подготовлена.

-- Это необычная ситуация, -- признает директор Минскогомеждународного образовательного центра им. Й.Рау Астрид Зам. – Подготовлены специалисты по применению механизма, которыйна практике в Беларуси пока не реализуется.

Проект закона планируется подготовить в августе, а сроквнесения его в Палату представителей – не раньше декабря. Но это не мешаетАстрид Зам считать совместный проект Республиканского института повышенияквалификации и переподготовки работников Минтруда и соцзащиты, Минского иДортмундского международных образовательных центров и Международного просветительскогообщественного объединения «АКТ» весьма своевременным.

-- Когда закон о соцзаказе подготовят, на местах уже будутпотенциальные заказчики и исполнители, -- обрисовывает перспективы немецкийэксперт. -- Выпускники курса смогут выступать в роли консультантов в своемрегионе и будут весьма востребованы.

Астрид Зам полагает, что вовлечение в проект представителейгосударственных учреждений, церковных организаций и общественных объединенийпозволяет увидеть разные интересы, учесть аргументации и потенциальныхзаказчиков услуг, и потенциальных клиентов. А выпускные работы участников курса,ориентированные на существующий спрос в конкретном районе, могут бытьиспользованы местными распорядительными и исполнительными органами привнедрении механизма социального заказа.

Пока никто не может ответить на вопрос, сколько временипотребуется на внедрение механизма соцзаказа в Беларуси.

-- В Германии такой подход стали практиковать сразу же послеВторой мировой войны. Прошло 60 лет. Но до сих пор постоянно приходитсясадиться за стол переговоров по поводу соотношения между государственнойответственностью и содействием неправительственных организаций, искать новыеподходы и взвешивать, сколько ответственности может взять на себя отдельноелицо или организация, какая поддержка нужна. Это постоянный и непрерывныйпроцесс, -- считает Херберт Валхютер.