Есть ли конкуренция среди белорусских вузов
24.05.2011
Виктор ЛИСТОПАДОВ

Есть ли конкуренция среди белорусских вузов

Демографическая ситуация складывается так, что по некоторым прогнозам, скоро уже не вузы будут устраивать конкурс среди абитуриентов, а желающие получить высшее образование станут весьма тщательно подходить к выбору учебного заведения. Существует ли в Беларуси настоящая конкуренция среди вузов или она заключается лишь в том, что абитуриенты выбирают местечко подешевле, выясняет «Завтра твоей страны».

В ближайшей пятилеткечисло выпускников школ сократится почти на 40%

Всовременных условиях конкуренция вузов за своего абитуриента усилится. Такоемнение высказал первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук на совещанииответственных секретарей высших учебных заведений.

«Приформировании набора всем учебным заведениям необходимо учитывать, что вближайшей пятилетке произойдет резкое сокращение выпускниковобщеобразовательных школ -- почти на 40%. В 2015 году общеобразовательную школуокончат менее 55 тыс. человек. Уже в нынешнем году количество выпускников общеобразовательных школ составит 75,5 тыс.человек, что на 12,7 тыс. человек меньше, чем в 2010 году», цитируетзамминистра БЕЛТА.

АлександрЖук также назвал главной задачей при формировании контингента студентов — отбортех из них, кто действительно ориентирован на будущую профессиональнуюдеятельность, способен освоить соответствующие образовательные программы и успешно адаптироваться в условияхинтенсивно развивающегося рынка.

За студентаконкурируют вузы во всем мире

Директорзакрытого Национального государственного гуманитарного лицея имени Якуба КоласаВладимир Колас отмечает, что системаобразования за рубежом изначально подразумевает конкуренцию среди вузов и дажеучреждений, дающих среднее специальноеобразование.

—Это связано, прежде всего, с тем, что на каждого студента приходитсяопределенное финансирование со стороны государства или спонсоров. В учрежденияхобразования понимают, что смогут на достойном уровне обеспечить учебныйпроцесс, в том числе его материальную составляющую, если студентов будетдостаточно, и они будут демонстрировать высокие достижения, -- поясняет эксперт.

Такв мире формируется четкое понимание, в каких учреждениях готовят, скажем, высококлассныхюристов, где на высоком уровне преподается экономика. И вузы эти в силу своейрепутации и особого статуса выставляют за свои услуги особую цену.

—Есть и другие примеры. В США, гдедостаточно низкий уровень среднего образования, можно встретить человека,который, окончив обычную школу, с трудом читает, -- высказывает свою точкузрения Владимир Колас. -- При этом есть вузы, куда берут практически всехжелающих. Студенты получают диплом, но это не значит, что они легко найдутработу. Есть учебные заведения, дипломы которых абсолютно не ценятся, посколькуне гарантируют знаний.

ВБеларуси в смысле ценности диплома преуспели специализированные вузы, считаетэксперт.

—Все знают, что в Белорусском государственномуниверситете информатики и радиоэлектроники готовят хороших программистов,в Минском лингвистическом университете– специалистов по языкам. В определенном смысле эти вузы вне конкуренции. Междутем переводчиков готовят не только в Лингвистическом университете, апрограммистов не только в БГУИРе, -- подчеркивает эксперт.

Частные вузы неконкуренты государственным

Получается,при сокращении количества абитуриентов вузам, чтобы заполнить бюджетные места, придется принимать претендентовс более низкими баллами. А средитех, кто станет учиться на платной основе в государственных и частных вузахбудет все меньше обладателей более-менее высоких баллов, полученных нацентрализованном тестировании.

Естьдва варианта выхода из такой ситуации. Первый – вузы соглашаются принимать абитуриентов,чьи знания оставляют желать лучшего. Второй – сокращают бюджетные места.Понятно, что в случае с сокращением бюджетных мест не лучшие времена наступают какдля абитуриентов, так и для преподавателей. Первым придется либо учиться платно,либо пополнять на рынке труда ряды низкоквалифицированной рабочей силы.Преподаватели же могут лишиться части своей зарплаты или вовсе попасть подсокращение.

Частныевузы в принципе не заинтересованы уменьшать планы набора, поскольку это снижаетдоходы учреждения образования. Впрочем, уже принято решение Минобразования о сокращении в вузахнегосударственной формы собственности числа студентов-заочников в пользуобучающихся на дневном отделении. Не исключено, что в будущем чиновники,которые уже не раз сетовали на то, что «частники» набирают слишком слабыхабитуриентов, могут предписать сокращение количества обучающихся в целом. Междутем проректор одного из частных вузов на условиях соблюдения анонимности сказал«Завтра твоей страны»:

—В течение многих лет частное образование в Беларуси пытается доказать своеправо на жизнь. К нам пристально присматриваются и выдвигают порой требованияжестче, чем к государственным учреждениям. Нас лихорадило от проверок в 2007году, лихорадит и теперь. Не исключено, что нам создадут такой имидж вобразовательной системе, что конкурировать с государственными вузами будет всесложнее.

Пока,на взгляд собеседника «Завтра твоей страны», частные вузы могут конкурировать сгосударственными хотя бы в части цены -- их услуги дешевле.

--Кроме того, многие ценят нашу более свободную атмосферу. И еще отмечу – нашимистудентами порой действительно становятся слабые ученики средних школ, а навыходе они не уступают выпускникам государственных вузов, -- говорит проректорчастного вуза. 

Вузы не конкурируют,а зарабатывают на студентах

Какни крути, а самый престижный вуз в Беларуси, о котором можно сказать «внеконкуренции» — Белорусскийгосударственный университет. Однако, по мнению бывшего ректора БГУ Александра Козулина, вуз не столько работаетнад своей репутацией флагмана белорусской высшей школы, сколько живетдостижениями прошлого. Как отмечает эксперт, белорусские вузы (БГУ в том числе)становятся заложниками системы, которая превращает их в машину для зарабатыванияденег именно на обучении студентов.

ВБГУ в 2011 году примут на бюджет 2100 человек, на платную форму обучения — 2700первокурсников. На заочную — 420 и 1300 соответственно. Для того чтобы понять, наскольков этом учебном заведении заинтересованы в «платниках», достаточно привестинесколько цифр. Например, биологическийфакультет набирает на бюджет 107 человек, а «платников» -- 155. Факультет международных отношенийпользуется популярностью в течение многих лет. Спрос рождает предложение: 95человек примут в этом году на бюджет и 265 на платное отделение.

Стоимость обучения вБГУостается одной из самых высоких среди белорусских вузов, а на упомянутомфакультете международных отношений и вовсе лидирует — 6 млн. 192,7 тыс. рублейв год.

Междутем Александр Козулин подчеркивает, что вузы могут зарабатывать, развивая собственноепроизводство.

—В мою бытность ректором БГУ было налажено производство, которое в 2003 году пообъему составляло порядка 63 млн. долларов при рентабельности 32%. Боюсь, чтотеперь БГУ не может похвастать такими достижениями. Условия, в которыхоказались научные работники, многих не удовлетворили. Например, целая группаспециалистов, занятых ранее в производстве искусственных алмазов, уехала в США.

Междутем, нынешний ректор БГУ СергейАбламейко в своем видеоблоге сообщает о другой доходной статье бюджетауниверситета:

—Если говорить об экспорте образовательных услуг, то в 2010 году БГУ заработал 4млн долларов - треть всех заработанных системой образования. Сейчас в вузеобучаются 2 тыс. 30 иностранных граждан. 

Конкурентоспособен либелорусский диплом?

Нынешнююпроблему высшего образования Александр Козулин определяет однозначно —неприкрытый развал.

—Чтобы качественно готовить специалистов по тем или иным специальностям, в вузе должнобыть выдержано соотношение количества профессоров и студентов. О какойподготовке может идти речь, когда студентов учат на кафедрах, где нет ни одногокандидата наук? Для поднятия престижа учебных заведений необходимо привлекать специалистоввысокого уровня, создавая для них условия, заинтересовывая, -- считает бывшийректор БГУ.

Апока, по его мнению, говорить о качестве белорусского диплома о высшемобразовании не приходится. Например, китайские студенты, которые массовозаканчивают БГУ, по словам бывшего ректора, при этом не знают русского языка.

—Вуз должен нести ответственность за тех специалистов, которых готовит. А когдаон лишь выдает дипломы, о какой конкуренции может идти речь? То же можносказать и о его престиже на международном уровне, -- подчеркивает эксперт.

Проблема образованияв командно-административной системе

Проблемаобразования в том, что им руководят в стиле командно-административной системы, убежденАлександр Козулин.

Онприводит пример — в 2004 году в БГУ закрыли факультет фундаментальной и альтернативной медицины. Бывшиестуденты этого факультета доучивались на факультете философии и социальныхнаук, биологическом или химическом факультетах. Закрытие состоялось за год довыпуска.

—Я объяснял главе государства, что так нельзя поступать с главным вузом страны.Мы не просили ни помощи, ни дополнительного финансирования. Мы были готовыразвивать факультет за счет собственных заработанных средств. Однако 600студентов пришлось устраивать в различные вузы страны, -- рассказываетАлександр Козулин.

ВладимирКолас считает, что в существующей в Беларуси системе преподаватели и студенты«слишком зажаты», чтобы как-то ее развивать систему.

--Да и конкуренция несовместима с командно-административными методами. А теучреждения, где пытались развивать академический процесс на других принципах,придерживались свободы и европейских ценностей – Европейский гуманитарный университети Национальный государственный гуманитарный лицей -- закрыты, -- констатируетВладимир Колас.

Справка «Завтра твоейстраны»

В2011 году прием на уровень высшего образования будут осуществлять 55 высшихучебных заведений: 45 государственной формы собственности, 10 - частной. На всеформы получения образования в вузы запланировано принять около 105 тыс.человек: в том числе на дневную форму - 57,2 тыс. (по сравнению с минувшимгодом прием увеличится на 2,8 тыс.), на заочную - 48,1 тыс. студентов. На обучениеза счет средств бюджета запланировано принять 32,9 тыс. студентов, что на 1тыс. меньше, чем в прошлом году, из них на дневную форму - 25 тыс., заочную -7,9 тыс. человек.

Последнее в рубрике