Лекарства-2015: Стоит ли белоруским фармацевтам равняться на казахстанских
23.03.2011
Анна ЛИПЕНЬ

Лекарства-2015: Стоит ли белоруским фармацевтам равняться на казахстанских

Чтобы в условиях Единого экономического пространства не оказаться невостребованной, белорусской фармацевтической отрасли следует равняться на казахстанскую, считают некоторые эксперты. Парадокс в том, что в Казахстане эта сфера развита крайне слабо, а белорусской индустрией лекарственных средств принято, если не гордиться, то, как минимум, воспринимать ее всерьез.

Белорусская продукция в 2010 году занимала на внутреннемфармрынке 58,3% процента в натуральном выражении и 23,4% в денежном. Это крайнемало. Но в Казахстане доля отечественных лекарств на рынке и того меньше:20,4%, если считать по количеству проданных упаковок, и 6,1%, если вычислять вденьгах.

Российскиепроизводители в два счета задавят конкурентов в Беларуси и Казахстане

Еще лучше разница «весовых категорий» видна в присутствии нарынке стран-соседей. Беларусь на фармрынке Казахстана занимает смешную долю –1,27% в стоимостном выражении и совсем ничтожную на рынке России – 0,37%. Нодоля Казахстана и вовсе близка к нулю: 0,08% на белорусском и 0,02% нароссийском рынке.

В условиях экономической интеграции, к которой стремятсястраны Таможенного союза, ни белорусский, ни казахстанский фармбизнес не можетмеряться силами с российским. Между тем, все идет именно к неравной схватке «наравных». В 2015 году должен заработать механизм взаимопризнания регистрационныхдокументов на лекарственные средства, произведенные в России, Беларуси иКазахстане. Это значит, что производителям не надо будет проходить долгую идорогостоящую процедуру регистрации препаратов для их продажи встране-союзнице. Как результат – российские производители дешевых дженериков вдва счета задавят слабых конкурентов в Беларуси и Казахстане.

-- И если Казахстану в этом смысле терять нечего, тоБеларуси есть что терять, --предупреждает заместитель директора по внешнеэкономической деятельности СООО«Лекфарм» Николай Белькович. Напрошедшем недавно в Минске бизнес-форуме «Фармацевтический бизнес Беларуси» онвыступил с докладом о возможностях и рисках для фармпроизводств странТаможенного союза в условиях ЕЭП.

Как показывает статистика, для России ни Беларусь, ниКазахстан в этой сфере не являются сильными раздражителями. Подчас российскиепроизводители не регистрируют в странах-соседках свои препараты «от лени»:зачем куда-то ходить, когда и своего рынка сбыта хватает. Главной же угрозойдля белорусских производителей является то, что значительная доля их экспортаприходится на препараты в недорогих нишах.

-- Это лекарства стоимостью 1-1,5 доллара, -- объясняетНиколай Белькович. -- А конкурировать им придется с российскимипроизводителями, которые поставили себе целью работать на пределе рентабельностии бороться за каждую копейку.

Другая проблема -- отсутствие крепких маркетинговых навыкову отечественных госпредприятий, которые избалованы господдержкой и потому так ине научились продвигать свой товар на рынке.

Преодолеть эти риски и «накачать мускулатуру» лекарственнойпромышленности перед выходом на единый рынок обещает Программа действийправительства Беларуси на 2011-2015 годы. Согласно ей, к 2015 году производстволекарств вырастет не менее чем в три раза, экспорт – в 3,7-4 раза, а доляотечественных препаратов на внутреннем рынке лекарств достигнет 50% встоимостном выражении. Однако специальные механизмы для достижения этих целей вПрограмме не прописаны, считает Николай Белькович. В ней только общие меры дляподдержки госпредприятий, такие как льготирование процентных ставок по кредитами финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Кто будет последним в«забеге трех»?

Чтобы добиться хороших результатов, белорусам нужноперенимать казахстанский опыт развития фарминдустрии, по пунктам доказываетзамдиректора СООО «Лекфарм».

В казахстанской программе развития фармбизнеса -- богатыйнабор инструментов. Кредиты на строительство и реконструкцию производстввыделяются на 10 лет под 14%, из них 7% государство субсидирует из бюджета,итого окончательная ставка – 7%. Если при этом предприятие берет на себяобязательства экспортировать 10% продукции, то ставка понижается до 4%.

При покупке инновационной технологии или лицензии напроизводство продукта за рубежом государство безвозмездно выделяет на эти цели700 тыс. долларов. Условие – внедрение технологии в течение года.

Что касается внедрения стандартов GMP, то все затраты нанего возвращаются с коэффициентом 1,5 (150%) за счет вычета из корпоративногоподоходного налога. Кроме того, предприятиям, вошедшим в программу внедренияGMP, гарантирован 7-летний договор на закупку продукции через единогогосударственного дистрибьютора.

Эффективные меры предусмотрены и для поддержки экспортеров.Через национальную компанию по продвижению экспорта государство берет на себя50% всех затрат, понесенных предприятием по регистрации и сертификации продуктав других странах. Кроме того, при открытии представительства за рубежом, бюджетпокрывает затраты на его содержание в течение двух лет.

-- Когда я узнал, что эти меры в Казахстане не толькопродекларированы, но приняты и работают, я был потрясен, -- делитсявпечатлениями Николай Белькович. -- Белорусам об этом приходится толькомечтать.

А еще нашим производителям можно помечать о собственнойассоциации. В России и Казахстане именно от Ассоциации фармпроизводителейисходят сигналы правительству, которые трансформируются потом в законы инормативные акты.

-- В казахстанском законе о предпринимательстве написано:госорган, который разрабатывает нормативно-правовой акт, затрагивающий интересысубъектов предпринимательства, обязан получить экспертное заключениеаккредитованной ассоциации. Лучший механизм взаимодействия бизнеса игосударства и придумать сложно, -- считает Николай Белькович.

А в Беларуси не только механизма -- даже ассоциации нет.Значит ли это, что, имея перед Казахстаном огромную фору, в «забеге трех»Беларусь к 2015 году может прийти последней?